Исследование было проведено в марте 2020 года в рамках дополнительного соглашения к договорам о сотрудничестве с МБОУ ЦО.
Общее количество ОО – 31.
Целью исследования было изучение социально-психологического климата в 6-11 классах в исследуемых Центрах образования.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- изучение удовлетворенности учащихся взаимоотношениями в классах;
- изучение уровня сплоченности учащихся.
Исследование точечное, плановое. Выборка целевая. Выборочная совокупность составила 1144 человека из числа школьников категории социального риска.
Метод исследования - анкетирование. Исследование проведено при помощи компьютеризированной версии анкет в программе «GOOGLE».
Исследование позволило выявить как положительные, так и негативные стороны взаимоотношений учащихся с одноклассниками. А именно:
1. 48% опрошенных учащихся все устраивает во взаимоотношениях с одноклассниками. 52% респондентов хотели бы изменить взаимоотношения с одноклассниками, а именно: они хотят, чтобы одноклассники были дружелюбнее друг к другу (31%), чтобы каждый учащийся задумался об изменении своего отношения к окружающим (22%) и чтобы класс стал одной командой (18%).
2. Большая часть опрошенных (74%) говорит о положительном отношении к ним одноклассников. 12% респондентов указали на такие негативные стороны во взаимоотношениях с одноклассниками, как: игнорирование (4%), приставания и принуждение делать то, что не хочется (8%). Со слов 7%, некоторые одноклассники специально хотят их обидеть. По мнению 5% респондентов, одноклассники относятся к ним отрицательно.
3. Большинство учащихся имеет друзей в классе, а именно: каждый третий опрошенный школьник (35%) дружит со всеми одноклассниками, у 46% респондентов есть несколько друзей из класса, с которыми они проводят свободное время, со слов 15%, у них в классе есть один близкий друг. У 4% респондентов нет друзей среди одноклассников.
4. Со слов 49% опрошенных учащихся, в их классах нет проблем в общении друг с другом. Каждый второй учащийся (51%) говорит о том, что в их классе есть те, кто подвергается насмешкам (37%), с кем не общаются (20%), кого часто оскорбляют и унижают (19%). Данная категория учащихся требует к себе пристального внимания со стороны классных руководителей и психологов, так как это может быть симптомами проявления буллинга.
5. На хорошие взаимоотношения, характерные для дружного класса, указало 29% учащихся. По мнению 39% опрошенных школьников, класс дружный, но иногда бывают конфликты. 23% учащихся говорит о том, что класс разбит на группы по симпатиям. Со слов 3% респондентов, в классе каждый сам по себе. 3% не нравится в своем классе и они бы с удовольствием перешли в другой, 1% учащихся говорит о том, что класс конфликтный. 2% учащихся не смогли охарактеризовать свой класс и затруднились с ответами на данный вопрос.
Таким образом, практически половина выборки (48%) говорят, что их устраивают взаимоотношения с одноклассниками.
При этом следует отметить, что каждый второй опрошенный (51%) говорит о том, что в их классе присутствует притеснение и принуждение одних другими, неуважение к мнению друг друга, заносчивость. Это указывает на имеющиеся проблемы в сфере отношений между обучающимися и может свидетельствовать о недостаточно благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, что требует повышенного внимания как со стороны педагогов, так и специалистов службы сопровождения.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классах требует понимания психологии учащихся, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом, учета всех этих факторов при выработке грамотной стратегии воспитательной работы, проработке и организации коллективных творческих дел.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой - обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:
- необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
- если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
- привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Классному руководителю следует формировать единство целей, норм и установок в классе и тем самым превратить класс в согласованно действующую общность (коллектив), опираясь при этом на информацию и рекомендации педагога-психолога, социального педагога, других участников образовательного процесса.
Социолог Евсикова Ю.В. |