BAN-HEAD__v2

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информация ► ПСИХОЛОГ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ЦЕНТРА "ППСС"
Печать

 

 

Детское воровство: кто виноват и что делать?

 

 

gav_37529Каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. Поэтому, столкнувшись с детским воровством, чаще всего мы начинаем паниковать и судорожно думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровствоэто присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Часто, особенно если случаи воровства повторяются, говорят о клептомании. Но это ошибочное мнение, потому что по определению клептомания – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Клептомания является достаточно редким явлением, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

 

 

Почему ребенок ворует?

 

 

Обычно исследователи данной проблемы выделяют три основные, глобальные причины детского воровства:

» Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

» Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

» Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Но в реальной жизни спектр причин детского воровства гораздо шире. Рассмотрим некоторые из них.

smf_274923» Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Это конечно не означает буквально, что родители воруют сами либо учат детей это делать. Зачастую родители просто не задумываются о том, какие последствия могут иметь их слова и поступки.

Бывает, что, вернувшись из магазина, мама говорит: «Взяла сегодня кусочек сыра». Учитывая, что у маленького ребенка конкретное мышление, он слово «взяла», скорее всего, поймет буквально. А так как родители для ребенка авторитет, то раз мама «взяла», значит и ребенку можно!

Случается, что кто-то в семье приносит что-то домой с работы. Например, папа, приносит бумагу и говорит ребенку: «Вот, я принес тебе бумагу, рисуй». Ребенок знает, что на работе ничего не покупают, а значит, берут сами. Так у ребенка постепенно формируется представление, что взять, то, что хочется – это нормально.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.

Если нечто подобное происходит неоднократно, то что же тогда требовать от ребенка.

» Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть ребенка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У ребенка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Ребенок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.

» Одна из возможных причин – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Если родители слишком сосредоточены на своих делах, или есть неблагополучие в супружеских отношениях, или в семье недавно родился малыш, ребенок может почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему может показаться, что родители уделяют ему меньше внимания, или даже что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи.

Таким образом, с помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, ребенок привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают.

Иногда ребенку удается наладить, пусть и временно, отношения между родителями: обычно родители сплачиваются для решения общей проблемы.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия, хвалить по любому, даже незначительному поводу. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

» Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест ребенка против авторитарности родителей.

Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть». На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят. Усугубляется ситуация, если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые, не объясняя причин, отвечают «Нельзя!». Ребенок тут же начинает самостоятельно искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?» И вполне может решить, что родители могут дать ему деньги, но не хотят. Поэтому важно, чтобы ребенок знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется.

Или другой вариант. Ребенок хочет сделать подарок кому-то из близких и просит родителей дать ему денег на карманные расходы, не объясняя, на что их потратит. Но родители отказывают: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!». Ребенок в свою очередь решает: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают. Придется самому искать выход, возможность.»

Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.

» К воровству ребенка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо. Поводы могут быть самые разные.

Случается, что ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались или, взять тайком что-нибудь у того, кто его обидел, ударил: "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил".

Также это может быть стремление доставить неприятности близким за отказ выполнить какую-либо его просьбу: "Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!".

Иногда факт воровства объясняется ребенком как желание восстановить справедливость. Например, десятилетняя девочка говорит: «Ходили с мамой в магазин, там были вкусные, но дорогие конфеты. Однажды мама дала мне денег только на одну конфету. Протягиваю деньги продавцу и говорю «Одну». Она: «Возьми сама», и отвернулась. Ну, у меня рука сама две взяла… Иду обратно и думаю: «Так вам и надо, нечего так дорого продавать!».

Объединяет все эти случаи то, что ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях.

 

 

erg_42865» Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством психологического неблагополучия ребенка в среде сверстников: таким образом он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. С ребенком стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать, а также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник, вечеринку, совместную поездку на пикник, пригласить друзей ребенка в гости. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются. Также важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

» Еще одной серьезной причиной воровства может стать вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

 

 

Как правильно действовать, в случае обнаружения факта воровства

 

 

Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

 

Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:


kjs_43553» Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.

» Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.

» Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней. Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием. Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.

» Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

» Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

» Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

» Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок

должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

» Не надо стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (например, покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели.

» Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

» Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

» По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

» Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

» Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.

» И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

 

 

fdp_485345В заключении еще раз подчеркнем, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, - это крик о помощи! Воровство обязательно свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка: либо ему не хватает любви и внимания, либо у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

 
Печать

 

 

Как победить депрессию?

 

 

kdj_21422Наконец-то дождались – на дворе настоящая морозная, снежная зима! Дети, как и взрослые, особенно любят это время года из-за новогодних праздников с подарками под елкой и Дедом Морозом. Многие с удовольствием катаются на лыжах, коньках, самые маленькие - на санках и ледянках. Однако есть и другая, менее приятная сторона. Как отмечают психологи, именно в осенне-зимний период уменьшение солнечной активности и недостаток витаминов отрицательно сказывается на нашем с вами психическом здоровье. Причем страдают не только взрослые, но и дети.

По данным Тульского областного центра профилактики, ежегодно в начале зимы количество обращений к психологам с жалобами на стрессы, депрессии и просто душевный дискомфорт увеличивается на 30-40 процентов.

Распространенность депрессии среди населения тульского региона составляет от 15 до 20 процентов.

На детей погода воздействует по-разному. Ребенок может стать плаксивым, агрессивным, гиперактивным или наоборот, внезапно замкнуться в себе. У взрослых депрессия проявляется сильнее и может продлиться дольше. В отличие от наших детей, мы всегда долго и нудно анализируем свои поступки, зацикливаемся на негативе и не умеем быстро переключаться на приятные моменты.

 

 

Депрессия передается по наследству

 

 

gow_23833По данным последних исследований, в возникновении депрессии играет роль не только неблагоприятная окружающая среда, но и наследственный фактор. Оказывается, она передается по наследству от матери к ребенку. С другой стороны,

если мать успешно вылечилась от депрессии, риск психических заболеваний у ее ребенка значительно снижается.

Американские ученые обследовали женщин, страдающих депрессией, и их детей в возрасте от 7 до 17 лет. Исследование длилось с 2001 по 2004 год. Изначально 30% детей имели те или иные психические проблемы: тревожные расстройства, аутизм, нарушения поведения. В течение 3 месяцев матерей лечили от депрессии.

Примерно в 30% случаев лечение было успешным. У детей успешно пролеченных женщин, распространенность психических проблем уменьшилась на 11%. Среди тех детей, чьим матерям не стало лучше, распространенность психических расстройств увеличилась на 8%.

Психологи также заметили, что депрессия у матери влияет на всю семью. Некоторые организации, помогающие женщинам с послеродовой депрессией, заменили термин «послеродовая депрессия» на «послеродовое заболевание». Однако многие женщины считают, что термин «депрессия» описывает то, что с ними происходит, хуже, чем термин «заболевание».

 

 

Лучше предотвратить, чем развить

 


gfs_23498В отличие от «взрослой» депрессии, детская очень хорошо маскируется. Ребенок не может правильно объяснить причину своего угнетенного состояния, потери аппетита, плохого сна. Родители также в большинстве случаях не понимают, что происходит. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины нервных срывов у детей и способы их преодоления.

> Причина: мама отлучает ребенка от груди. Обычно это происходит между 6-м и 18-м месяцами после его рождения.

> Что делать: как можно больше времени проводить рядом с малышом в этот сложный для него период.

> Причина: родители «лепят» гения из ребенка. Отдают его в спортивные секции, потому что «физкультура – это здоровье», записывают на рисование, потому что «нам сказали, что у ребенка художественные способности»… Через некоторое время ребенок перестает играть, ходит мрачнее тучи, много времени проводит в одиночестве, капризничает, постоянно плачет.

> Что делать: пусть он сам выберет, что ему по душе. У маленьких детей хорошее чутье – они не пойдут туда, где им некомфортно. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя после занятий. Если он жизнерадостный, веселый, значит, все хорошо. Но если он начинает канючить: «Ты мне купила сок? Ты мне купила пирожок?» – это говорит о том, что с посещением надо повременить – налицо переутомление.

> Причина: скандалы дома. Постоянные ссоры между родителями превращает ребенка в комок нервов и нередко доводят до депрессивного состояния.

> Что делать: попробуйте перестроить свои отношения. Ничто не вызовет у малыша позитивные чувства, если его родители ругаются с утра до вечера.

> Причина: детский сад. Оторванность от мамы вызывает у ребенка чувство тревоги. Он не может справиться с ним самостоятельно и резко меняет свое поведение: ни с кем не общается, может застыть где-нибудь в уголочке и просидеть там весь день. Домой приходит – плачет. Страх перед детским садом может вызвать даже то, что воспитательница на глазах у ребенка отругала какого-то мальчика – он начинает бояться, что это же может случиться и с ним.

> Что делать: бесполезно говорить малышу, что «я тоже была маленькой и не хотела в детский сад, а потом мне там понравилось». У детей до 5 лет еще не настолько развито воображение, чтобы представить маму маленькой. Каждый день спрашивайте воспитателя, как вел себя ваш ребенок, и попробуйте понять, чего он хочет – часто проблемы возникают оттого, что родители не учитывают желания малыша.

 

 

Полезные советы для детей и взрослых

 

 

hbo_38432В наше время депрессия получила такое широкое распространение, что ее стали называть чумой XXI века. Однако существуют очень простые правила, соблюдая которые, вы и ваши дети легко оградитесь от любых негативных воздействий.

 

> Обеспечьте себе хорошее освещение. Зимой, как и осенью, ощущается дефицит солнечного света. Не стоит экономить на освещении на работе и дома - тусклый свет подавляет и угнетает. И наоборот, хорошее освещение создает настроение праздника.

 

> Купите один раз энергосберегающую лампочку мощностью 20 или более Ватт, которая светит как обычная в 100 Вт и прослужит на несколько лет дольше. Общее освещение (на потолке) должно быть идеальным. Плюс ко всему при хорошем свете глаза лучше видят и меньше устают.

 

> Займитесь любимым делом. Можно пересмотреть все лучшие комедии, перечитать увлекательный роман или поиграть в компьютерную игру. Отвлекитесь от обычной жизни и разнообразьте ее.

> Проводите больше времени с любимым человеком. Жизнь сразу изменится в лучшую сторону. Избегайте пессимистов, больше общайтесь с жизнерадостными людьми.

> Ешьте овощи и фрукты, питайтесь разнообразной растительной пищей и будьте всегда в тонусе. Плотная жирная еда отнимает у организма много сил на ее переваривание, после нее хочется спать. Симптомы депрессии могут появляться, если вы употребляете большое количество кофе, пищу с высоким содержанием жиров, много сахара.

 

В заключение отметим один любопытный факт. Психиатры из Великобритании утверждают, что танец – одно из самых эффективных терапевтических средств. Так что, если у вас депрессивное настроение, включите музыку и потанцуйте!

 


 
Печать

 

 

Детские страхи

 

 

yqrahh_8237Про страхи нельзя сказать, что это болезнь. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны. У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д.

 

Существуют три вида страхов


Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

 

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Однако, не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они вызваны собственной фантазией ребенка. Подобные страхи бывают в 90% случаев. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детскому сверхценному страху можно отнести, например, страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, воды, огня, боли и резких звуков и т.п.

 

Причины возникновения страхов

 

hraheah_562Первая и наиболее понятная причина – это конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте и др.). Во многом, переживание страха, зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребёнка: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!" «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д.

Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Детские фантазии. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Внутрисемейные конфликты. Чувство страха, также, может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Страх расставания. Один из видов страха, переживаемого детьми, — это страх расставания. Преодолеть его необходимо любому ребёнку, потому что это — первый шаг на пути к внутренней уверенности и зрелой независимости.

Беспокойство, связанное с расставанием, особенно сильно у детей в возрасте от полутора лет до трёх. Лучший способ побороть такой страх — это убедить детей, что родители всегда в назначенное время будут на месте, что детям незачем волноваться и ждать. При естественном ходе событий ребёнок усваивает, что его родители уходят на какое-то время, но непременно возвращаются, и это приучает его не бояться расставаний. Но даже и в таких случаях приступы страха могут повторяться. Это не означает, что мать должна оставаться дома, когда ребёнок поднимает плач. Ей следует успокоить ребёнка, облегчить ему это переживание. Ей

следует быть очень ласковой и внимательной, непременно объяснять ему, куда она идёт и когда вернётся. Исчезать незаметно, дабы избежать слёз, нельзя: это усиливает страх и подрывает доверие к родителям.

klfduio_382Боязнь школы — ещё одна форма страха расставаний. Часто она вызывается нежеланием матери отпускать от себя ребёнка и настойчивыми заверениями, что только мама может сделать его жизнь спокойной и безопасной. Ребёнок «заражается» беспокойством матери и начинает бояться, что с ним, либо с мамой случится что-то плохое. Но если страх перед школой существует, то, независимо от причины, следует обратить на него серьёзное внимание, пока ещё он не укоренился глубоко.

Многие дети время от времени не хотят идти в школу. Иногда причины нежелания вполне объяснимы: школьник боится старших ребят, строгого учителя, трудной работы. Помочь тут можно иногда самыми малыми средствами — пойти в школу с ребёнком, поговорить с учителем и т. д. Объяснить, наконец, что нельзя при малейшей трудности стремиться прятаться от неё. С самого начала ребёнок должен понять, что школа — это его работа. «Твоя работа — школа. Папа ходит на работу каждый день, и, если ты не болен, ты не должен оставаться дома». Если нежелание посещать школу усиливается и причины неясны, то следует обратиться к психологу.

Это не означает, что ребёнка всегда следует заставлять идти навстречу своему страху. Если он боится воды, не надо заставлять его лезть в воду — пусть он придёт к мысли, что её не надо бояться, но только пусть придёт к этой мысли сам, собственным путём, в своё время. Он преодолеет страх тем скорее, чем меньше его будут понукать.

На возникновение новых моделей страхов влияет возраст. Когда дети начинают осознавать окружающий мир и себя в нём, у них появляется усиливающееся со временем чувство своей уязвимости. Как только ребёнок узнаёт, что его тело подвластно физическим травмам, вызывающим боль, он начинает понимать, что он не свободен от опасности. Малыш, выползающий из кровати на волю, меньше осознаёт свою физическую зависимость, чем четырёхлетний человек, который уже знает, что он должен поставить ногу так, чтобы не упасть и не разбиться.

Это и нормально, и даже желательно. Потому что есть ситуации, которых следует бояться ради собственной безопасности. Беда в том, что, воспитывая в себе необходимый страх перед огнём, автомашинами, электрическими приборами, он постигает общий механизм страха и волен прилагать его к выдуманным

опасностям. Он не в состоянии объяснить, но, тем не менее, боится «играть на улице», «ходить в гости», «проходить мимо дома на углу»... Такие страхи возникают потому, что граница между действительным и воображаемым миром для него ещё весьма неопределённа и расплывчата. Воображаемые ситуации для ребёнка так же реальны, как и существующие на самом деле.

rhhaeh_737Часто у детских страхов нет вообще никаких реальных причин — ребёнок просто почему-то беспокоен. Такие периоды переживают многие дети, и если подобная внутренняя тревога не становится чувством сильным и затянувшимся, влияющим на нормальную активность ребёнка, то нет нужды обращаться к специалистам.

С помощью понимающих и сочувствующих родителей большинство детей безболезненно перерастают свои страхи. Иногда страхи оказываются более продолжительными и сильными, более иррациональными, чем допустимо при нормальном развитии. Если с возрастом они не исчезают, если они становятся частью психики ребёнка, следует посоветоваться с психологом и совместно решить, нуждается ли ребёнок в специальной помощи, которая поможет ему восстановить утраченную уверенность в себе и чувство внутреннего благополучия.

 

 

Как родители могут помочь детям преодолеть страхи:


gklso_2831. Детские страхи – вещь очень серьезная. Именно в них коренятся взрослые комплексы, фобии и неврозы. При всем многообразии страхов их причина – беспомощность. Ребенок боится того, с чем он ничего не может поделать. Перед своими страхами он кажется себе маленьким, беспомощным. Поэтому, чем раньше ребенок избавится от своих страхов, тем более сильной и уверенной личностью он вырастет. Помните о том, что любой страх можно преодолеть и убедите в этом своего ребенка.

2. Относитесь к страхам ребенка с пониманием. Ни в коем случае не смейтесь над ними: «Ты что – трус? Ты же мужчина! А мужчины ничего не боятся!» Такое «подбадривание» приведет к тому, что ребенок начнет скрывать свой страх, переживать его в одиночестве. Тогда страх глубоко поселится в его подсознании и обернется во взрослой жизни фобией или неврозом.

3. Важно не усугубить страх ребенка. Не смейтесь над его ночными кошмарами. Вспомните свои ощущения, когда вы переживали страх, если в доме внезапно отключили свет. Даже взрослому страшновато, а что говорить

о ребенке, которого оставляют одного в темноте? Ведь тогда самые обычные предметы начинают казаться страшными сказочными чудищами.

4. Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

5. Читайте на ночь добрые, смешные сказки, не пугайте уколами, милиционерами. Расскажите ребенку, что вы тоже в детстве боялись темноты, и ваши друзья боялись. Но все свой страх побороли. И ваш ребенок обязательно с этим справится! Чем меньше тревоги вы будете проявлять по отношению к ребенку, тем меньше он будет тревожиться.

6. Не допускайте запугиваний: – Не будешь слушаться – уйду от тебя! Такие высказывания лишают ребенка в уверенности, что « вы – за него». Что вы поддерживаете его, понимаете его, принимаете его. Каждый ваш окрик, наказание, замечание ребенок расценивает как проявление нелюбви, угрозу одиночества. Действуя таким образом, вы сами лишаете ребенка уверенности в себе, в вашей поддержке. Употребляйте вместо пугающих правильные фразы: - Я тебя очень люблю, но меня огорчает твое поведение.

 

 

gvlrw_0957. Помните, что родительская любовь и опека для ребенка – сверх потребность. Естественно, что ребенок боится потерять родителей. А поводы вы ему предоставляем сами. Вспомните свои наказы: – Надень шарф – простудишься! - Не заходи далеко в воду – утонешь! Ребенок вам верит – и старается уберечься от бед. При этом он видит, что вы постоянно ходите в расстегнутом пальто, заплываете за буйки, в руках у вас спички и зажигалки… Он начинает бояться, что вы заболеете, утонете или сожжете дом.

8. Отнеситесь к безобидному с виду развлечению – просмотру мультиков с осторожностью. Если ваш ребенок подвержен страхам – зачем ему подпитывать фантазию образами монстров? Пусть он даже требует – откажите, запретите, отвлеките.

9. Есть еще одна важная вещь. Страх сказочных персонажей, чудовищ очень часто маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных (или грубых) родителей. В этом случае – вам следует изменить свое поведение, иначе, победы над страхами ребенка вам не видать. Если хотите, можете себя протестировать. Фиксируйте, сколько раз в день вы делаете ребенку замечания и сколько раз хвалите (в течение недели). Поинтересуйтесь у окружающих, каким вы им кажитесь

родителем – не обижайтесь, если услышите нелестное мнение. Пригласите в компанию людей, у которых сложились с вашим ребенком нейтральные отношения, попросите малыша распределить роли для сказочного спектакля. Если он упорно будет назначать вас на роль Бабы Яги или Волка – задумайтесь о своих методах воспитания.

10. Поддерживайте в семье благоприятный психологический климат – это будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов у ребенка.

11. Как можно больше общайтесь с ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в цирк, зоопарк.

Ведь только ощущая гармонию мира и свою причастность к нему, чувствуя себя частью его, ребёнок научится справляться с более серьёзным и обоснованным чувством страха. Только ощущая своё право на присутствие в мире, ребёнок сможет наслаждаться жизнью вокруг себя, не страдая от чувства тревоги и беспокойства.

 
Печать

 

ВНИМАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ!

 

 

9568935Как часто в своем детстве я слышала от бабушки: «Да, в наше время дети были другими….» И вот уже сейчас ловлю себя на том, что сама часто говорю своему взрослеющему сыну ту же фразу. И почему каждое новое поколение отличается от предыдущего? В чем причина непонимания взрослыми своих детей? И будет ли когда-нибудь разрешен «вечный конфликт» отцов и детей?

Во все времена современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников 50 или 20 лет назад.

Один педагог сказал, что все они какие-то кибермальчики и кибердевочки: голова как компьютер, неуёмные и гиперактивные. А кое-кто считает, что у них нет детства.

Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Перед нами сейчас ребенок 2012 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. Ученые констатируют: Ребенок стал другим! Но при этом хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности? Попробуем в этом разобраться.

С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД

(минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивность, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.

? «Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями;

? «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного;

? «Одаренные Дети»- уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками);

? во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения;

? в Америке – « Дети Индиго». Последнее определение становится популярным и у нас в стране.

На самом деле, у многих их особенностей есть вполне логичные объяснения. Они смотрят те же фильмы, что и родители, слушают ту же музыку, живут теми же проблемами.

Одна из основных особенностей современного поколения: зависимость от техники. Они не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютера. Ну что же, им предстоит жить в том мире, который нам и не снился. А объяснение-то лежит на поверхности: они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими:

 

763535? Они более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными.

? Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них.

? Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

? Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

? У них есть проблема разрешения конфликтов. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

? Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.

? У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в 10 - 12 и более травматично.

? Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Снова-таки, не их вина. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов.

? Современные дети не умеют играть. Тут две причины. Во-первых, современные игрушки и игры, в которых предусмотрено все и нечего додумывать. За детей все сделано. Во-вторых, в основном современные дети не имеют той радости, которая была у нескольких поколений: двора. Просто взгляните на современные дворы. Да, кое-где есть площадки, но в основном…

? Кроме того, если раньше дружили домами и квартирами, то сейчас все семьи держатся обособленно, потому-то и нет дворовых игр. Увы, дворовая игра, как культурный феномен, умерла.

Но наряду с этим, новое поколение:

? Более образовано. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и

придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.

? Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и обучении. По природе молодым людям хочется понять, каково их предназначение в мире и какие связи им нужно выстроить между собой, чтобы стать счастливыми. По той же причине они презирают созданную нами систему обучения – ведь у них нет недостатка в «сухих» знаниях.

Мы должны помочь найти нам ответы уже сейчас! Новое поколение нуждается не столько в образовании, сколько в воспитании.

Особенность воспитания детей 21 века обязывает нас не пичкать молодого человека знаниями, а готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место». На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.

Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.

 

67457643Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать. Трудности помогают ребенку стать сильнее. Пример: бабочке приходится приложить огромные усилия, чтобы вырваться из кокона. Если, стремясь ей помочь разрезать кокон, то она умрет, т.к. у нее не разовьются определенные группы мышц, и она не сможет летать, парить.

У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Потому, когда вы требуете от малыша выключить компьютер или телевизор, задумайтесь над тем, а что вы предлагаете взамен. Где гарантия, что вы именно те образцовые родители, на которых малыш будет стремиться стать похожим?

Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Безусловная любовь, отражается, безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий Они приходят в наш мир совершенными - попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного. дети во все времена остаются детьми и ни чего не изменится. Дети растут в любых условиях и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни. Просто у современных детей –современное детство.

 
Печать

 

telefon_doveriyaЕсли ты попал в беду – позвони, я помогу!

 

Сегодня за грузом повседневных проблем и забот многие родители забывают, что самое дорогое, что у них есть и ради кого они живут – это их дети. Часто возникают ситуации, когда ребенок оказывается в изоляции, один на один со своими трудностями и переживаниями. Это может быть связано с неуспеваемостью в школе, взаимоотношениями со сверстниками, насильственными действиями со стороны взрослых, попаданием в наркотическую зависимость и т.д. Один неверный шаг, принятие неправильного решения может дорого обойтись ребенку или подростку, который по неопытности может нанести сам себе психологическую или физическую травму.

Esli_tiy_popal_v_bedu

 

В связи с этим в России начал действовать ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (8-800-2000-122) – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону. Цель такой помощи как раз и заключается в предупреждении детского неблагополучия, нарушений прав детей и жестокого обращения с ними.

 

 

 


 

Появление на свет


Впервые о создании телефона доверия заговорили в Великобритании в 50-х годах прошлого века. В то время население стран Европы и Америки испытывало послевоенную депрессию, духовную опустошенность и отчуждение друг от друга. Первым организатором телефона доверия был англиканский священник Чад Вара, который открыл в 1958 году службу телефонных консультаций по телефону, оказывающую конфиденциальную помощь людям, находящимся на грани самоубийства. С течением времени помощь людям все чаще начали оказывать специалисты – психологи, педагоги и семейные консультанты. Именно они

предложили звонившим по телефону услугу нового типа – не лекцию, а доверительный диалог, который позволяет абонентам не просто пожаловаться и «выговориться», но и осознать свою собственную позицию, самоопределиться.

В СССР первые телефоны доверия появились в конце 80-х годов. Они работали только в Москве, Киеве и Минске. Ситуация изменилась лишь с началом перестройки, именно тогда стало очевидной необходимость создания отдельных психологических служб для работы с детьми. В 1988 году заработали сразу три негосударственных телефона доверия для детей и подростков: в Одессе, Санкт-Петербурге и в Москве, который располагался в центре Ролана Быкова на Чистопрудном бульваре. В 1991 году при непосредственном участии будущего президента Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марины Егоровой был создан первый государственный телефон доверия для детей и подростков в Московском Департаменте образования, а в 1993 там же заработала первая российская детская линия со своим отдельным номером.

В настоящее время службы экстренной психологической помощи получили широкое распространение по всему миру. В разных странах они называются по-разному. Например, в Испании - "Надежда", в Германии - "Духовная Помощь", в Швейцарии - "Протянутая Рука", в Австралии - "Линия Жизни", в США работают "Кризисные Линии", "Горячие Линии" и другие.

В конце 2009 года Российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил о проведении в нашей стране Общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В рамках этой компании был создан единый общероссийский номер детского телефона доверия. Сейчас, по данным статистики, в России работают более 240 служб, принимающих экстренные звонки от детей и подростков. Общее число обращений с начала года составило около 600 тысяч.

 

Неутешительная статистика


Не смотря на положительный опыт работы телефонов доверия в других странах, многие родители до сих пор сомневаются в необходимости существования анонимной телефонной помощи для детей и подростков в нашей стране. Однако результаты общероссийского исследования, проведенного экспертами фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продемонстрировали необходимость развития в России системы служб экстренной психологической помощи, в частности анонимного детского телефона доверия.

По данным исследования 9% опрошенных родителей решительно высказались за то, что провинившегося ребенка надо бить; 54% полагают, что это необходимо в тех случаях, когда не помогают другие способы убеждения в том, что ребенок не прав. Значительно меньшее число - 3% респондентов встали на защиту детей, утверждая, что насилие недопустимо. Также 51% современных родителей признались, что прибегали к физическому наказанию "в воспитательных целях", 1% утверждали, что делают это часто, 31,4% - редко.

По данным экспертов, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению родителями, это становится причиной примерно 50 тысяч ежегодных побегов из дома. Только в России от жестокого обращения в прошлом году пострадали более 160 тысяч несовершеннолетних. Уровень самоубийств среди

российских подростков 15-19 лет составляет 32 случая на 100 тысяч населения (в 5 раз выше, чем, например, в Великобритании).

 

Базовые принципы психолога-консультанта


В родительской среде существует мнение, что ребенок, воспользовавшись телефоном доверия, становится объектом манипулирования со стороны психолога-консультанта. Такая позиция глубоко ошибочна. Следует знать и помнить, что консультирование по телефону доверия строится на трех базовых принципах. Во-первых, соблюдается анонимность – ни консультант, ни абонент не обязаны называть себя или сообщать какие-либо личные данные: адрес, телефон и т.д. Во-вторых, психолог придерживается конфиденциальности. Содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне. Разрешается фиксировать только статистическую информацию о звонке: категорию проблемы, возраст абонента (если он его сообщил) и его социальное положение. Наконец взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются психологом-консультантом. Это позволяет создать комфортные условия для ребенка, устраняет вероятность нанесения ему психологической травмы и позволяет психологу эффективно работать с заявленной проблемой.

 

telefon_doveriya

 


Страница 5 из 6