BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалиста ► Психолог
ПСИХОЛОГ
Печать

 

telefon_doveriyaЕсли ты попал в беду – позвони, я помогу!

 

Сегодня за грузом повседневных проблем и забот многие родители забывают, что самое дорогое, что у них есть и ради кого они живут – это их дети. Часто возникают ситуации, когда ребенок оказывается в изоляции, один на один со своими трудностями и переживаниями. Это может быть связано с неуспеваемостью в школе, взаимоотношениями со сверстниками, насильственными действиями со стороны взрослых, попаданием в наркотическую зависимость и т.д. Один неверный шаг, принятие неправильного решения может дорого обойтись ребенку или подростку, который по неопытности может нанести сам себе психологическую или физическую травму.

Esli_tiy_popal_v_bedu

 

В связи с этим в России начал действовать ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (8-800-2000-122) – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону. Цель такой помощи как раз и заключается в предупреждении детского неблагополучия, нарушений прав детей и жестокого обращения с ними.

 

 

 


 

Появление на свет


Впервые о создании телефона доверия заговорили в Великобритании в 50-х годах прошлого века. В то время население стран Европы и Америки испытывало послевоенную депрессию, духовную опустошенность и отчуждение друг от друга. Первым организатором телефона доверия был англиканский священник Чад Вара, который открыл в 1958 году службу телефонных консультаций по телефону, оказывающую конфиденциальную помощь людям, находящимся на грани самоубийства. С течением времени помощь людям все чаще начали оказывать специалисты – психологи, педагоги и семейные консультанты. Именно они

предложили звонившим по телефону услугу нового типа – не лекцию, а доверительный диалог, который позволяет абонентам не просто пожаловаться и «выговориться», но и осознать свою собственную позицию, самоопределиться.

В СССР первые телефоны доверия появились в конце 80-х годов. Они работали только в Москве, Киеве и Минске. Ситуация изменилась лишь с началом перестройки, именно тогда стало очевидной необходимость создания отдельных психологических служб для работы с детьми. В 1988 году заработали сразу три негосударственных телефона доверия для детей и подростков: в Одессе, Санкт-Петербурге и в Москве, который располагался в центре Ролана Быкова на Чистопрудном бульваре. В 1991 году при непосредственном участии будущего президента Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марины Егоровой был создан первый государственный телефон доверия для детей и подростков в Московском Департаменте образования, а в 1993 там же заработала первая российская детская линия со своим отдельным номером.

В настоящее время службы экстренной психологической помощи получили широкое распространение по всему миру. В разных странах они называются по-разному. Например, в Испании - "Надежда", в Германии - "Духовная Помощь", в Швейцарии - "Протянутая Рука", в Австралии - "Линия Жизни", в США работают "Кризисные Линии", "Горячие Линии" и другие.

В конце 2009 года Российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил о проведении в нашей стране Общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В рамках этой компании был создан единый общероссийский номер детского телефона доверия. Сейчас, по данным статистики, в России работают более 240 служб, принимающих экстренные звонки от детей и подростков. Общее число обращений с начала года составило около 600 тысяч.

 

Неутешительная статистика


Не смотря на положительный опыт работы телефонов доверия в других странах, многие родители до сих пор сомневаются в необходимости существования анонимной телефонной помощи для детей и подростков в нашей стране. Однако результаты общероссийского исследования, проведенного экспертами фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продемонстрировали необходимость развития в России системы служб экстренной психологической помощи, в частности анонимного детского телефона доверия.

По данным исследования 9% опрошенных родителей решительно высказались за то, что провинившегося ребенка надо бить; 54% полагают, что это необходимо в тех случаях, когда не помогают другие способы убеждения в том, что ребенок не прав. Значительно меньшее число - 3% респондентов встали на защиту детей, утверждая, что насилие недопустимо. Также 51% современных родителей признались, что прибегали к физическому наказанию "в воспитательных целях", 1% утверждали, что делают это часто, 31,4% - редко.

По данным экспертов, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению родителями, это становится причиной примерно 50 тысяч ежегодных побегов из дома. Только в России от жестокого обращения в прошлом году пострадали более 160 тысяч несовершеннолетних. Уровень самоубийств среди

российских подростков 15-19 лет составляет 32 случая на 100 тысяч населения (в 5 раз выше, чем, например, в Великобритании).

 

Базовые принципы психолога-консультанта


В родительской среде существует мнение, что ребенок, воспользовавшись телефоном доверия, становится объектом манипулирования со стороны психолога-консультанта. Такая позиция глубоко ошибочна. Следует знать и помнить, что консультирование по телефону доверия строится на трех базовых принципах. Во-первых, соблюдается анонимность – ни консультант, ни абонент не обязаны называть себя или сообщать какие-либо личные данные: адрес, телефон и т.д. Во-вторых, психолог придерживается конфиденциальности. Содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне. Разрешается фиксировать только статистическую информацию о звонке: категорию проблемы, возраст абонента (если он его сообщил) и его социальное положение. Наконец взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются психологом-консультантом. Это позволяет создать комфортные условия для ребенка, устраняет вероятность нанесения ему психологической травмы и позволяет психологу эффективно работать с заявленной проблемой.

 

telefon_doveriya

 
Печать
Автор: Савенко Максим Сергеевич   
06.11.2012 12:06

 

Леворукий ребенок – нет повода для беспокойства

 

 

1244648401_2levshaСколько левшей на Земле точно не знает никто. Если верить статистике, их около 15% населения. Немало известных людей предпочитали действовать именно левой рукой: античный философ Аристотель, художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, английский ученый Исаак Ньютон, писатель Марк Твен… Левшами являлись также наши знаменитые современники: президенты США Рональд Рейган и Билл Клинтон, певец и композитор Пол Маккартни, голливудский актер Брюс Уиллис и т.д. Так что, Вы можете гордиться, если Ваш ребенок левша - у него могут открыться выдающиеся способности.

Ученые подсчитали, что каждый пятый человек с одинаковым успехом владеет как правой, так и левой рукой. Примерно 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут одинаково ловко работать обеими руками, но предпочтение отдают правой. В итоге оказалось, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как могло бы показаться на первый взгляд, а только около половины.

 

Все заложено в голове


В чем причина феномена леворукости достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны: одно из полушарий является главным, а другое подчиненным.

У правшей доминантным является левое полушарие. Оно играет основную роль в выполнении психических функций, связанных с речью и осуществлением мыслительных логических операций: чтения текстов, построения строгих и точных конструкций. Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, формирует сновидения. Почему же у разных людей преобладают разные полушария, и есть ли предрасположенность возникновения леворукости?

Преимущество правого полушария, и как следствие леворукость, обычно передается по наследству. Леворукость может возникнуть в результате нарушения функционирования левого полушария. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому если у ребенка отмечается нарушение работы левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя его функции. В этом случае ведущей рукой становится левая, так как действия каждой руки регулируют противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое.

 

Как определить ведущую руку у ребенка?


x_69d6d35aИтак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Обычно это устанавливается к четырем годам. Очень важно именно в это время определить ведущую руку у вашего малыша. Это очень легко сделать. Попросите ребенка выполнить следующие задания, а сами понаблюдайте, какая рука у него будет наиболее активной.

1. Открыть небольшую коробочку, например, спичечный коробок. Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.

2. Построить колодец из спичек. Рука, которая преимущественно выполняет все действия и будет ведущей.

3. Игра в мяч. Нужен небольшой, например, теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Вы просите его точно бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая та рука, которой ребенок бросал мяч.

4. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, машину и т.п.). Ведущей рукой ребенок обычно держит ножницы. Но бывает и так: ребенок плохо владеет ножницами, он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какое задание выполняется лучше.

5. Нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

 

Родители! Не вмешивайтесь!


Многие родители никак не могут смериться, что их ребенок – левша. На фоне кажущегося преобладания правшей их малыш кажется неполноценным и1296415736_deti1 ущербным. Папы и мамы из самых лучших побуждений начинают готовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире.

По данным нейрофизиологов и психологов, в 5-7 лет практически каждый четвертый ребенок является левшой, среди 7 - 9-летних детей отмечается 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а к 10-14 годам их количество резко уменьшается, к 14-15 леворуких мальчиков только 4,4%, а девочек - 4,1%. Почему? Потому, что этих детей часто переучивают. Некоторые взрослые считают своим долгом «помочь несчастному малышу».

Это ошибка, которая может дорого стоить в дальнейшем - леворуких детей категорически нельзя переучивать! Насильственное вмешательство родителей и негативное отношение к леворукости приводит к нарушению работы головного мозга, развитию детских неврозов в виде тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи, а в дальнейшем к возникновению нервно-психических расстройств.

Переучивание может привести к серьезным эмоциональным нарушениям, сбоям в формировании познавательных, речевых способностей, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп развития интеллекта.

 

Леворукие дети и школа


145411604Отказ родителей и учителей от переучивания леворукого ребенка не снимает большого количества проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Леворукого ученика учат так же, как всех, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

К примеру, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку. Тетрадь нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Для детей с доминирующим правым полушарием в процессе обучения желательно максимальное применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач. При обучении чтению и письму успешным является зрительное запоминание целых коротких слов, сопровождаемых картинкой.

С самого начала обучения необходимо обустроить социальную среду ребенка с учетом его особенностей. Особое внимание, следует уделять психологической готовности ребенка к принятию себя таким, какой он есть. Дети часто испытывают дискомфорт потому, что чувствуют себя “не такими, как все”. Они скованы, часто необщительны, боятся лишний раз проявить инициативу.

Ребятам надо объяснять с самого детства, что все люди разные:
у одних волосы темные, а у других – рыжие, одни – высокие, а другие – нет; у кого-то голос громкий, а у кого-то тихий. На очень простых и доступных примерах надо приучать детей к идее разнообразия мира. Если ребенок будет уверен, что леворукость – это норма, что таких людей много и они так же успешны и счастливы, как и все “остальные”, ему не придется испытывать дискомфорт, его психическое и физическое развитие будет более стабильным. Он станет ощущать себя полноценной личностью.
 
Печать
Автор: Трефилова Ирина Львовна   
01.11.2012 17:26

 

ПРО ЭТО...

(или как говорить с подростком о сексуальном воспитании)

 

 

teenpОчень быстро пролетело время пеленок, памперсов, детского сада и начальной школы. И вот Ваш ребенок уже подросток, или тинэйджер, как сейчас модно стало называть детей этой возрастной категории. Возраст весьма непростой, поскольку наряду с физическим становлением, происходит и становление социальное. В этот период особенно обостряются межличностные отношения, как между сверстниками, так и в семье. И именно в это время весьма актуальным становится вопрос полового воспитания подростка.

Следует сразу оговориться, что в каждой семье этот вопрос решается по-своему. Одни родители просто обходят эту тему, как страусы «спрятав голову в песок» ждут, то ли саморазрушения проблемы, то ли того, что подросток сам начнет донимать вопросами «про это». Другие, в принципе отрицая возможность добрачной половой жизни, пытаются полностью оградить подростка от информации о сексе, что в настоящее время практически нереально. А многие просто не обсуждают вопросы секса со своими детьми лишь потому, что их родители не делали это с ними.

Правило первое – уход или отсрочка разговора с подростком о сексуальных отношениях не убережет его как от самой информации, так и от секса. Если подростки не получают нужную и, поверьте весьма значимую для них в этом возрасте, информацию о сексе от родителей, они воспользуются более доступным источником: сверстник или более взрослый, возможно весьма нечистоплотный в этом вопросе, человек, журналы, видеопродукция, многочисленные порнографические сайты в Интернете. Именно поэтому родители должны быть заинтересованы в получении их ребенком правильной и всеобъемлющей информации о сексуальных отношениях.

Ведь она позволит не только снизить риск возникновения обусловленных сексом проблем, но и поможет подростку осознать, а, значит, и более безболезненно справиться с эмоциональными и физическими изменениями периода полового созревания, когда влияние окружения особенно велико и значимо.

Реалии настоящего таковы, что информация (изображения, речь, песни и т.д.) о сексуальных отношениях в открытом и/или завуалированном виде присутствует везде. А потому стремление подростков и даже детей более младшего возраста узнать побольше

«про это» вполне объяснима. При этом вовсе не обязательной мотивацией является стремление стать сексуально активным.

 

1285872024_mif7Правило второе – обсуждение секса как такового, дело не одного дня и физиологией половых отношений не следует ограничивать круг вопросов, связанных с половым воспитанием подростка. Эксперты рекомендуют родителям начинать обсуждать проблемы секса со своими детьми еще задолго до наступления у них периода полового созревания. При этом следует стремиться к тому, чтобы разговор «про это» был органично вплетен в ежедневно обсуждаемые бытовые проблемы и наряду с сугубо физиологическими вопросами, обязательно следует затрагивать те эмоциональные и общественные проблемы, которые неразрывно связаны с сексом.

Ведь для многих подростков, какого пола они не были, в их возрасте эмоциональные переживания и реакция значимых для них окружающих «весят» куда больше, чем непосредственно секс. Деликатное, ненасильственное обсуждение особенностей общения во время свиданий, помощь в толковании тех или иных знаков внимания со стороны представителя противоположного пола, привитие необходимости соблюдения моральных норм в период межличностных общений помогут подростку понять, что половой акт – это всего лишь одна часть того громадного человеческого опыта, который принято называть сексуальностью.

Подростку следует дать понять, что ограничение сферы общения сугубо сексом раньше или позже приведет к физическому и эмоциональному опустошению человека, ограничит его интеллектуальный уровень и снизит социальную активность, а, значит, приблизит его к животному миру и отдалит от мира человеческого.

Родителям следует построить общение со своим ребенком так, чтобы он смог задуматься о своей мотивации участия в определенных видах поведения, в том числе сексуального, а также помочь выработать правильную тактику реагирования на ситуации, когда сверстники или значимые для него/нее люди оказывают давление и настаивают на сексуальных контактах.

Ниже приведено семь советов, которые помогут Вам облегчить общение с ребенком по вопросам сексуального поведения, и гарантируют получение им всей необходимой информации:

1. Начинайте говорить о сексе рано и делайте это часто.
Не откладывайте это до того времени, когда Ваш ребенок уже начал ходить на свидания. Вы рискуете поучать ребенка тому, с чем ему уже пришлось столкнуться в реальной жизни. Сейчас уже не является редкостью начало половых контактов в 14-летнем и даже более молодом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков. Это очень важно, обсудить вопросы секса и сексуального поведения с Вашим ребенком еще до того, как он начнет осваивать эту область человеческих отношений самостоятельно или под руководством «нечистоплотных» учителей.

2. В общении с ребенком будьте честны, откровенны и понятны.
Помните, дети достаточно чувствительны к фальши и не переносят занижения их интеллектуального уровня. Поэтому следует сразу же отбросить всякие примеры про «пестики-тычинки», «птички» и другой животный мир. Отвечайте на детские вопросы честно и детально в соответствии с возрастом и уровнем зрелости каждого конкретного ребенка. Если ребенок спросил Вас о том, что Вы не можете или не хотите сейчас обсуждать, прямо скажите ему об этом. При этом желательно назвать время, когда Вы сможете поговорить по данному вопросу. Ребенку следует дать почувствовать, что он может рассчитывать на честные ответы на любые, даже очень сложные, вопросы.

3. Больше общайтесь со своим ребенком, старайтесь быть в курсе его жизни.
Обсуждайте со своим ребенком его школьные проблемы, взаимоотношения со сверстниками (соседями, одноклассниками, друзьями) в школе и за ее пределами. При частом общении по важным для Вашего ребенка вопросам гораздо проще и естественнее перевести разговор на секс и связанные с ним проблемы.

nollthk4. Обсуждайте с ребенком его друзей.
С одной стороны, достаточно часто ребенку легче рассказать о «проблемах» своих друзей, чем о своих собственных. С другой, слушая рассказ своего ребенка о друзьях и их проблемах, Вы сможете лучше разобраться в нем самом, поскольку ознакомитесь с ЕГО интерпретацией и оценкой той или иной ситуации.

5. Акцентируйте внимание ребенка на вопросах ухаживания, поведения во время свиданий, поскольку они являются очень значимыми для тинэйджеров. Именно эти вопросы могут стать наибольшей проблемой и предметом постоянных переживаний в случае возникновения «серьезных» взаимоотношений с лицом противоположного пола, негативно влияя на сексуальное поведение в будущем. В этом возрасте ребенку следует постараться понять, что секс – всего лишь одна и не всегда самая важная часть межличностных отношений мужчины и женщины.

6. Повышайте уровень самооценки своего ребенка.
В подростковом возрасте частой мотиваций для начала сексуальных контактов является стремление тинэйджера доказать свою «взрослость» и значимость как самому себе, так и значимому для него кругу сверстников. Для создания реальной альтернативы именно такой формы утверждения во взрослой жизни вовлекайте ребенка в занятия различными видами деятельности (спорт, искусство, интеллектуальные игры) и научите его получать удовольствие, моральное удовлетворение от этого. Для этого постоянно поощряйте такого рода деятельность и любой, даже небольшой, успех ребенка на этом поприще. Это позволит добиться не только повышения самооценки ребенка, но его значимости в глазах сверстников. Постарайтесь внушить ребенку, что самоутверждение через секс, пагубный и ведущий к саморазрушению личности путь.

 

7. Обращайте внимание ребенка на медицинские аспекты сексуального поведения.
Обсуждая с ребенком вопросы сексуального поведения, обязательно делайте акценты на медицинские и социальные проблемы, которые могут возникать после начала сексуальных контактов. Ребенок должен понять, что сексуальное поведение ВСЕГДА сопряжено с большим или меньшим риском для здоровья, а, возможно, и жизни. Предотвращение нежелательной беременности, инфицирования заболеванием, передающимся половым путем – далеко не полный перечень проблем после начала половой жизни. По данным американских ученых, каждая пятая беременность у девушки-подростка возникает в течение месяца и каждая вторая – в первые шесть месяцев от начала половых контактов.
Две трети мамочек-подростков так и не получают высшего образования. Ранние браки, которые заключаются подростками в силу возникновения «объективных причин», как правило, недолговечны, а молодые матери-одиночки редко достигают высокого уровня материального благосостояния. На эти и другие медицинские, социальные аспекты последствий непродуманного сексуального поведения должны обращать внимание своих детей родители. Тем самым, в будущем при возникновении соответствующей ситуации, решение подростка может быть более осознанным, а не управляться только эмоциями и половыми гормонами.

 

x_38871149И последнее, несмотря на произошедшие в обществе изменения восприятия секса, вопросы сексуального поведения все же остаются весьма деликатной темой. А потому, для облегчения контакта со своим ребенком по данному вопросу, можно прибегнуть к помощи специальной литературы (книги или публикации медицинских психологов, сексопатологов и других специалистов на медицинских сайтах).

Чем больше информации Вы даете вашим детям о «правилах» поведения во время свиданий, в том числе, что касается секса, тем более разумное и главное осознанное решение будет ими принято в случае возникновения «сложной» ситуации.

 

 


 


Страница 9 из 10