СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
С наступлением осени многие люди чувствуют апатию и упадок сил. Пасмурная погода, серые краски за окном – эти факторы уже сами по себе делают настроение мрачным, а мысли – скучными. Вместе с тем, врачи констатируют, что осенью возрастает количество суицидов. Почему так происходит и каким образом смена сезона, и ухудшение погоды влияют на желание человека жить? Когда солнца меньше, нам становится немного грустно, и это нормально. Сезонное снижение настроения – это норма, если оно не мешает жить и работать. Но существует состояние, когда человек не может, ни полноценно работать, ни по-настоящему отдыхать, его охватывают тоска и печаль. Апатия, вялость, переедание или утрата аппетита, бессонница или неглубокий, часто прерывающийся сон, трудности сосредоточения, чувство тоски и бесцельности существования, утрата прежних интересов, изоляция, уход от межличностных контактов могут свидетельствовать о действительно серьезной проблеме – депрессии. А депрессия, является одной из причин суицидов.
Но помимо депрессии существует еще множество причин и предпосылок суицидальных тенденций.
Например, в подростковом возрасте причиной суицида может стать любая стрессовая ситуация. У детей нет зрелых психологических защитных механизмов совладения со сложными жизненными ситуациями. При этом не существует какого-то определенного типа подростков, склонных к суициду. Поэтому можно говорить о том, что все дети входят в группу риска суицидального поведения. А механизмы защиты формируются годам к 20-ти. К этому времени уже приходит понимание, что если умрешь, то это навсегда. А до этого детям часто приходят фантазии о том, как они умрут и все будут о них горевать.
На сегодня учащению случаев самоубийств способствует склонность подростков к группированию, подражанию кумирам и повышенная внушаемость. В этом возрасте для ребенка нормально находиться в обществе сверстников, все ребята, так или иначе «группируются» по интересам. Задача родителей на этом уровне – сформировать у ребенка положительные жизненные установки.
Одна из «новомодных» причин суицида – компьютерные игры. В играх герой очень часто вынужден для выполнения миссии убивать других участников игры. Особенность компьютерной игры заключается в том, что герой возрождается после гибели. Это приводит ребенка к мысли, что смерть – это не навсегда. Игровые отношения ребенок переносит в реальную жизнь. Притупляется страх смерти и снижается инстинкт самосохранения.
Ранняя половая жизнь также может спровоцировать суицид. Она приводит к ранним разочарованиям, потому что ребенок ни физически, ни психологически к этому не готов. Может наступить ранняя беременность, которая в любом случае травматична для психики ребенка. К беременной девочке меняется отношение и в группе сверстников, и со стороны взрослых. Дети могут решиться на суицид, испытывая глубокое чувство вины, стыда, или ощущая, что ситуация, в которой они оказались, безвыходна.
Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...
Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Для своевременного распознавания склонности к суицидам необходимо знать факторы суицидального риска, определять его степень, уметь оказать экстренную помощь при потенциальном суициде.
Социально-демографические факторы
* Пол - мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти).
* Возраст — подростки и молодые люди 14-24 лет.
* Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).
Медико-психологические факторы
1. Психическая патология:
* депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
* алкогольная зависимость;
* зависимость от других психоактивных веществ;
* расстройство личности;
* циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.
2. Соматическая патология
* тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
* врожденные и приобретенные уродства;
* потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
* ВИЧ-инфекция.
Биографические факторы
* Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).
* Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
* Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).
Индикаторы суицидального риска
Ситуационные индикаторы суицидального риска:
* смерть любимого человека;
* расставание с любимой (ым);
* вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);
* сексуальное насилие;
* нежелательная беременность;
* позор, унижение — «потеря лица».
Мотивы суицида
* Призыв. Способ попросить помощи.
* Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
* Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»
* Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
* Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
Словесные признаки
* Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
* Шутит на тему самоубийства.
* Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
* Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
* Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
* Прощание.
* Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.
Ситуационные признаки.
* Социально изолирован.
* Живет в нестабильном состоянии.
* Ощущает себя жертвой насилия.
* Перенес тяжелую потерю.
МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
* Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».
* Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»
* Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции, оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.
* Вовлекать подростков в полезные виды деятельности.
* Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
* Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и доверительных отношений с ребенком.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ:
* «Глаза в глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.
* «Чудо прикосновения». Дотронуться до руки, похлопать по плечу, пиеобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.
* «Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
(Иосиф Бродский) |