BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалиста ► Психолог
ПСИХОЛОГ
Печать
Автор: Трефилова Ирина Львовна   
01.11.2012 15:50

 

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?

 

 

domachnie_zadanieОх, уж эти уроки! Сколько слез пролито из-за них и детьми, и взрослыми! Одна из самых распространенных родительских жалоб, звучащих в кабинете психолога, - это сложности с выполнением домашних заданий.

* Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытье. А когда, наконец, заставишь сесть за письменный стол – начинает отвлекаться, считать ворон, обманывает, говорит, что ничего не задано. Замучилась я с ним! - сетует мама.

И рефреном звучит вопрос: «Что делать? Как воспитать в ребенке тягу к знаниям, желание учиться и ответственно выполнять задание?» Как заставить ребенка делать домашнюю работу без "мировой войны"?

 

 

Коротко о главном


Помните, при выполнении заданий на дом вы играете роль помощника, а не исполнителя. Как только вы четко обозначите свою роль, войны будут наполовину преодолены. Ответственность лежит на ваших детях, а не на вас.

Исследования показывают, что выполнение заданий на дом способствует не только обучению, но и развитию навыков, необходимых и в школе и в жизни, таких как организованность, способность к решению проблем, внимание, память, постановка задач, дисциплинированность и настойчивость. Но иногда, пытаясь помочь ребенку, мы заходим слишком далеко и помогаем ему слишком много. Или, возможно, мы недостаточно твердо настаиваем на том, чтобы дети выполняли свои задания старательно и до конца.

 

Восемь стратегий облегчения выполнения домашнего задания


Воспользуйтесь следующими подходами,
чтобы помочь ребенку стать более успешным
и самостоятельным учеником.

 

1. Организуйте место для выполнения домашнего задания.
Чтобы помочь ребенку осознать важность выполнения домашнего задания, организуйте для этого специальное место. Подойдет любое достаточно спокойное место с хорошим освещением. Затем с помощью ребенка соберите в этом месте все необходимое: ручки, карандаши, бумагу, ножницы, линейку, калькулятор и словарь. Если у вас нет стола, сложите эти вещи в пластиковый ящик или коробку. Это поможет ребенку организоваться. 
 

2. Узнайте требования учителя.
Периодически в течение года беседуйте с учителем, чтобы понимать его требования к домашнему заданию.  
 

3. С самого начала установите распорядок занятий.
Выберите самое удобное для ребенка время — сразу после школы, перед ужином, после ужина — и придерживайтесь его. Возможно, вы захотите записать согласованное с ребенком время выполнения заданий на дом и поместить его на видное место. Для младших детей можно нарисовать циферблат и отметить на нем время выполнения уроков.
 

4. Объясните ребенку, что выполнение заданий на дом обязательно.
 С самого начала поддерживайте серьезное отношение к выполнению домашнего задания. Ребенок должен понять, что задания на дом нужно выполнять хорошо. Других вариантов нет.
 

5. Прививайте ребенку навыки планирования.
Покажите ребенку, как составлять перечень того, что нужно сделать в порядке приоритетности. Он может вычеркивать пункты по мере их выполнения. Младшие дети могут нарисовать различные задания на полосках бумаги, сложить полоски в порядке их выполнения и скрепить их вместе. Ребенок отрывает полоски по мере выполнения заданий до тех пор, пока полосок больше не останется.
 

6. Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима.
Если ребенку становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая шаг за шагом, как ее выполнить. Затем понаблюдайте, как он сделает это сам. Еще один способ убедиться, что ребенок правильно следует вашим указаниям и не полагается на вас в каждой мелочи, — это проверять результаты выполнения каждого логического этапа работы.
 

7. Разделите задание на части.
Деление всего задания на дом на части помогает детям, которым трудно сконцентрироваться на задании и которые теряются от объема заданного. Просто скажите ребенку, чтобы он делал по одному фрагменту задания. Можно постепенно, по мере укрепления уверенности ребенка, увеличивать размеры фрагментов задания.
 

8. Установите штрафные санкции за невыполнение домашних заданий.
Если вы обнаружили, что домашние задания не выполняются или выполняются не так, как вы требовали, объявите о тех или иных штрафных санкциях. Например, если задание не выполнено к определенному времени (оптимально к одному и тому же часу каждый вечер), ребенок должен знать, что он будет лишен какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.

 

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка


Поговорите с другими родителями. Что они думают по поводу загруженности своих детей? Попросите у них совета (если они могут его дать), как уменьшить трудности, связанные с выполнением заданий на дом. Если вы знакомы с родителями одноклассников вашего ребенка, спросите, как их дети справляются с заданиями на дом. Думают ли они, что задания слишком сложные, слишком легкие или же соответствуют возможностям ребенка? Эта информация поможет вам оценить способности своего ребенка.

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Подумайте о подспудных причинах войн вокруг заданий на дом. Прежде всего, определите, способен ли ваш ребенок выполнить его. Может быть, оно превышает уровень его способностей? Есть ли у ребенка навыки, необходимые для достижения успеха? Список беспокоящих вас вопросов поможет разработать план их решения.

2. Если задания на дом слишком сложны для ребенка (или слишком легки, и ему становится скучно), переговорите с учителем и определите возможности ребенка. Нужны ли ему дополнительные занятия? Может быть, уроки слишком сложные? Может быть, задания по чтению (или математике) слишком трудные? Что нужно изменить, чтобы ребенок добился успеха? Напишите план изменений.

3. Подумайте, как вы реагируете на сражения вокруг заданий на дом? Может быть, вы проявляете нерешительность, умоляете, делаете замечания, прибегаете к подкупу, защищаете, требуете? Если это так, как вы измените свое поведение, чтобы при этом не испортились ваши отношения с ребенком?

4. А теперь серьезный вопрос: какой объем работы ребенок делает самостоятельно? Помните, что задания на дом — для ребенка, а не для вас. Ваша задача — направлять, а не выполнять. Подумайте, что вы делаете не так, а затем составьте план, как это исправить.

5. Перечитайте перечисленные восемь стратегий. Затем выберите две, которые вероятнее всего помогут ребенку. Запишите шаги, которые вы предпримете, чтобы добиться успеха.

6. Если вы пришли к выводу, что ребенку действительно сложно справиться с заданиями на дом, или страдают ваши с ним отношения, то, может быть, следует нанять репетитора. Попросите рекомендации у учителя или других родителей.


Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка


Как вы будете использовать восемь стратегий и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы

предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

 

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка


Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше! 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

 
Печать
Автор: Трефилова Ирина Львовна   

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ


suiscid_podrostkiС наступлением осени многие люди чувствуют апатию и упадок сил. Пасмурная погода, серые краски за окном – эти факторы уже сами по себе делают настроение мрачным, а мысли – скучными. Вместе с тем, врачи констатируют, что осенью возрастает количество суицидов. Почему так происходит и каким образом смена сезона, и ухудшение погоды влияют на желание человека жить? Когда солнца меньше, нам становится немного грустно, и это нормально. Сезонное снижение настроения – это норма, если оно не мешает жить и работать. Но существует состояние, когда человек не может, ни полноценно работать, ни по-настоящему отдыхать, его охватывают тоска и печаль. Апатия, вялость, переедание или утрата аппетита, бессонница или неглубокий, часто прерывающийся сон, трудности сосредоточения, чувство тоски и бесцельности существования, утрата прежних интересов, изоляция, уход от межличностных контактов могут свидетельствовать о действительно серьезной проблеме – депрессии. А депрессия, является одной из причин суицидов.

Но помимо депрессии существует еще множество причин и предпосылок суицидальных тенденций.

Например, в подростковом возрасте причиной суицида может стать любая стрессовая ситуация. У детей нет зрелых психологических защитных механизмов совладения со сложными жизненными ситуациями. При этом не существует какого-то определенного типа подростков, склонных к суициду. Поэтому можно говорить о том, что все дети входят в группу риска суицидального поведения. А механизмы защиты формируются годам к 20-ти. К этому времени уже приходит понимание, что если умрешь, то это навсегда. А до этого детям часто приходят фантазии о том, как они умрут и все будут о них горевать.

На сегодня учащению случаев самоубийств способствует склонность подростков к группированию, подражанию кумирам и повышенная внушаемость. В этом возрасте для ребенка нормально находиться в обществе сверстников, все ребята, так или иначе «группируются» по интересам. Задача родителей на этом уровне – сформировать у ребенка положительные жизненные установки.

Одна из «новомодных» причин суицида – компьютерные игры. В играх герой очень часто вынужден для выполнения миссии убивать других участников игры. Особенность компьютерной игры заключается в том, что герой возрождается после гибели. Это приводит ребенка к мысли, что смерть – это не навсегда. Игровые отношения ребенок переносит в реальную жизнь. Притупляется страх смерти и снижается инстинкт самосохранения.

Ранняя половая жизнь также может спровоцировать суицид. Она приводит к ранним разочарованиям, потому что ребенок ни физически, ни психологически к этому не готов. Может наступить ранняя беременность, которая в любом случае травматична для психики ребенка. К беременной девочке меняется отношение и в группе сверстников, и со стороны взрослых. Дети могут решиться на суицид, испытывая глубокое чувство вины, стыда, или ощущая, что ситуация, в которой они оказались, безвыходна.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).

Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...

Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Для своевременного распознавания склонности к суицидам необходимо знать факторы суицидального риска, определять его степень, уметь оказать экстренную помощь при потенциальном суициде.

 

Социально-демографические факторы

suiscid_podrostki_3* Пол - мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти).

* Возраст — подростки и молодые люди 14-24 лет.

* Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).

Медико-психологические факторы

1. Психическая патология:

* депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;

* алкогольная зависимость;

* зависимость от других психоактивных веществ;

* расстройство личности;

* циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

2. Соматическая патология

* тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:

* врожденные и приобретенные уродства;

* потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);

* ВИЧ-инфекция.

Биографические факторы

* Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).

* Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

* Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).

Индикаторы суицидального риска

Ситуационные индикаторы суицидального риска:

* смерть любимого человека;

* расставание с любимой (ым);

* вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);

* сексуальное насилие;

* нежелательная беременность;

* позор, унижение — «потеря лица».

Мотивы суицида

* Призыв. Способ попросить помощи.

* Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

* Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»

* Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

* Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Словесные признаки

* Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

* Шутит на тему самоубийства.

* Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

 

Поведенческие признаки.

suiscid_podrostki_2* Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

* Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.

* Прощание.

* Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

* Социально изолирован.

* Живет в нестабильном состоянии.

* Ощущает себя жертвой насилия.

* Перенес тяжелую потерю.

 

МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

suiscid_podrostki_1* Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».

* Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

* Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции, оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.

* Вовлекать подростков в полезные виды деятельности.

* Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.

* Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и доверительных отношений с ребенком.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ:

* «Глаза в глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

* «Чудо прикосновения». Дотронуться до руки, похлопать по плечу, пиеобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

* «Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
(Иосиф Бродский)
 
Что мне мешает вести здоровый образ жизни Печать
Автор: Пестина Людмила Андреевна   
23.10.2012 18:31

 

Что мне мешает вести здоровый образ жизни


zoj

 

Принято говорить, что здоровье - главная ценность жизни.
Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Все мы понимаем, что здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни. Но почему же мы не храним этот бесценный дар, как зеницу ока? Почему растрачиваем его по пустякам? Почему лишаем себя самого ценного и важного то в угоду моде, то стараясь казаться взрослее, то для того, чтобы быть таким, как все? Что заставляет нас поступать так необдуманно? Что мешает нам вести здоровый образ жизни?Вот что говорят твои сверстники  о том, что значит быть здоровым  и что такое здоровье.

 

Здоровье никто не подарит, как какую-нибудь вещь или игрушку. Здоровье ты должен себе «сделать» сам.

Здоровье – это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях.

Вести здоровый образ жизни-это значит не курить, не употреблять алкогольные напитки, не употреблять наркотики.

Чтобы быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармонии с близкими, учиться понимать других, и тогда другие будут понимать тебя.

Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души.

Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.

Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют. Быть здоровым, спортивным становится престижным.

 

Проверь, что тебе мешает вести здоровый образ жизни ? Отметив в таблице степень согласия с данными утверждениями и подсчитав полученный результат (сумма баллов), ты узнаешь, насколько существенны преграды на твоем пути к здоровому образу жизни и хватит ли тебе сил их преодолеть самостоятельно?

 

Что мешает тебе вести здоровый образ жизни:

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Всегда

1

Состояние моего здоровья

1

2

3

4

5

2

Семейные проблемы

1

2

3

4

5

3

Погодно-климатические условия 

1

2

3

4

5

4

Недостаток свободного времени 

1

2

3

4

5

5

Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков 

1

2

3

4

5

6

Недостаточное внимание к моей персоне со стороны классного руководителя 

1

2

3

4

5

7

Недостаточное внимание к моей персоне со стороны учителя физкультуры 

1

2

3

4

5

8

Недостаточное внимание ко  мне  со стороны медицинских работников школы 

1

2

3

4

5

9

Недостаточное внимание ко мне со стороны родителей 

1

2

3

4

5

10

Дурная компания во дворе, на улице 

1

2

3

4

5

11

Дурная компания из числа одноклассников

1

2

3

4

5

12

Нарушение (я) с моей стороны норм здорового образа жизни 

1

2

3

4

5

 

 

Оценка результатов:

• 12-28 баллов:
 Ты сам в состоянии справиться с имеющимися незначительными проблемами в ведении здорового образа жизни.
 
• 29-44 балла:
 У тебя есть некоторые проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни и тебе трудно самостоятельно решить  их. Поэтому; тебе нужна помощь. Обратись к   одноклассникам, друзьям или ко взрослым, которым ты доверяешь (родителям, учителям и т.д.).
 
• 45-60 баллов:
 Состояние твоего здоровья  (как физическое, так и психологическое)  в опасности.
Тебе необходима помощь специалиста. Обратись к  школьному психологу или в Центр  «Преображение» лично или по тел. 26-67-38. Тебе обязательно помогут.

 


diet_sistema

 


Страница 10 из 10