BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалистаПсихолог ► Если ты попал в беду – позвони, я помогу!
Печать

 

telefon_doveriyaЕсли ты попал в беду – позвони, я помогу!

 

Сегодня за грузом повседневных проблем и забот многие родители забывают, что самое дорогое, что у них есть и ради кого они живут – это их дети. Часто возникают ситуации, когда ребенок оказывается в изоляции, один на один со своими трудностями и переживаниями. Это может быть связано с неуспеваемостью в школе, взаимоотношениями со сверстниками, насильственными действиями со стороны взрослых, попаданием в наркотическую зависимость и т.д. Один неверный шаг, принятие неправильного решения может дорого обойтись ребенку или подростку, который по неопытности может нанести сам себе психологическую или физическую травму.

Esli_tiy_popal_v_bedu

 

В связи с этим в России начал действовать ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (8-800-2000-122) – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону. Цель такой помощи как раз и заключается в предупреждении детского неблагополучия, нарушений прав детей и жестокого обращения с ними.

 

 

 


 

Появление на свет


Впервые о создании телефона доверия заговорили в Великобритании в 50-х годах прошлого века. В то время население стран Европы и Америки испытывало послевоенную депрессию, духовную опустошенность и отчуждение друг от друга. Первым организатором телефона доверия был англиканский священник Чад Вара, который открыл в 1958 году службу телефонных консультаций по телефону, оказывающую конфиденциальную помощь людям, находящимся на грани самоубийства. С течением времени помощь людям все чаще начали оказывать специалисты – психологи, педагоги и семейные консультанты. Именно они

предложили звонившим по телефону услугу нового типа – не лекцию, а доверительный диалог, который позволяет абонентам не просто пожаловаться и «выговориться», но и осознать свою собственную позицию, самоопределиться.

В СССР первые телефоны доверия появились в конце 80-х годов. Они работали только в Москве, Киеве и Минске. Ситуация изменилась лишь с началом перестройки, именно тогда стало очевидной необходимость создания отдельных психологических служб для работы с детьми. В 1988 году заработали сразу три негосударственных телефона доверия для детей и подростков: в Одессе, Санкт-Петербурге и в Москве, который располагался в центре Ролана Быкова на Чистопрудном бульваре. В 1991 году при непосредственном участии будущего президента Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марины Егоровой был создан первый государственный телефон доверия для детей и подростков в Московском Департаменте образования, а в 1993 там же заработала первая российская детская линия со своим отдельным номером.

В настоящее время службы экстренной психологической помощи получили широкое распространение по всему миру. В разных странах они называются по-разному. Например, в Испании - "Надежда", в Германии - "Духовная Помощь", в Швейцарии - "Протянутая Рука", в Австралии - "Линия Жизни", в США работают "Кризисные Линии", "Горячие Линии" и другие.

В конце 2009 года Российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил о проведении в нашей стране Общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В рамках этой компании был создан единый общероссийский номер детского телефона доверия. Сейчас, по данным статистики, в России работают более 240 служб, принимающих экстренные звонки от детей и подростков. Общее число обращений с начала года составило около 600 тысяч.

 

Неутешительная статистика


Не смотря на положительный опыт работы телефонов доверия в других странах, многие родители до сих пор сомневаются в необходимости существования анонимной телефонной помощи для детей и подростков в нашей стране. Однако результаты общероссийского исследования, проведенного экспертами фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продемонстрировали необходимость развития в России системы служб экстренной психологической помощи, в частности анонимного детского телефона доверия.

По данным исследования 9% опрошенных родителей решительно высказались за то, что провинившегося ребенка надо бить; 54% полагают, что это необходимо в тех случаях, когда не помогают другие способы убеждения в том, что ребенок не прав. Значительно меньшее число - 3% респондентов встали на защиту детей, утверждая, что насилие недопустимо. Также 51% современных родителей признались, что прибегали к физическому наказанию "в воспитательных целях", 1% утверждали, что делают это часто, 31,4% - редко.

По данным экспертов, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению родителями, это становится причиной примерно 50 тысяч ежегодных побегов из дома. Только в России от жестокого обращения в прошлом году пострадали более 160 тысяч несовершеннолетних. Уровень самоубийств среди

российских подростков 15-19 лет составляет 32 случая на 100 тысяч населения (в 5 раз выше, чем, например, в Великобритании).

 

Базовые принципы психолога-консультанта


В родительской среде существует мнение, что ребенок, воспользовавшись телефоном доверия, становится объектом манипулирования со стороны психолога-консультанта. Такая позиция глубоко ошибочна. Следует знать и помнить, что консультирование по телефону доверия строится на трех базовых принципах. Во-первых, соблюдается анонимность – ни консультант, ни абонент не обязаны называть себя или сообщать какие-либо личные данные: адрес, телефон и т.д. Во-вторых, психолог придерживается конфиденциальности. Содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне. Разрешается фиксировать только статистическую информацию о звонке: категорию проблемы, возраст абонента (если он его сообщил) и его социальное положение. Наконец взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются психологом-консультантом. Это позволяет создать комфортные условия для ребенка, устраняет вероятность нанесения ему психологической травмы и позволяет психологу эффективно работать с заявленной проблемой.

 

telefon_doveriya