BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалистаПсихолог ► Детские страхи
Печать

 

 

Детские страхи

 

 

yqrahh_8237Про страхи нельзя сказать, что это болезнь. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны. У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д.

 

Существуют три вида страхов


Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

 

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Однако, не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они вызваны собственной фантазией ребенка. Подобные страхи бывают в 90% случаев. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детскому сверхценному страху можно отнести, например, страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, воды, огня, боли и резких звуков и т.п.

 

Причины возникновения страхов

 

hraheah_562Первая и наиболее понятная причина – это конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте и др.). Во многом, переживание страха, зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребёнка: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!" «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д.

Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Детские фантазии. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Внутрисемейные конфликты. Чувство страха, также, может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Страх расставания. Один из видов страха, переживаемого детьми, — это страх расставания. Преодолеть его необходимо любому ребёнку, потому что это — первый шаг на пути к внутренней уверенности и зрелой независимости.

Беспокойство, связанное с расставанием, особенно сильно у детей в возрасте от полутора лет до трёх. Лучший способ побороть такой страх — это убедить детей, что родители всегда в назначенное время будут на месте, что детям незачем волноваться и ждать. При естественном ходе событий ребёнок усваивает, что его родители уходят на какое-то время, но непременно возвращаются, и это приучает его не бояться расставаний. Но даже и в таких случаях приступы страха могут повторяться. Это не означает, что мать должна оставаться дома, когда ребёнок поднимает плач. Ей следует успокоить ребёнка, облегчить ему это переживание. Ей

следует быть очень ласковой и внимательной, непременно объяснять ему, куда она идёт и когда вернётся. Исчезать незаметно, дабы избежать слёз, нельзя: это усиливает страх и подрывает доверие к родителям.

klfduio_382Боязнь школы — ещё одна форма страха расставаний. Часто она вызывается нежеланием матери отпускать от себя ребёнка и настойчивыми заверениями, что только мама может сделать его жизнь спокойной и безопасной. Ребёнок «заражается» беспокойством матери и начинает бояться, что с ним, либо с мамой случится что-то плохое. Но если страх перед школой существует, то, независимо от причины, следует обратить на него серьёзное внимание, пока ещё он не укоренился глубоко.

Многие дети время от времени не хотят идти в школу. Иногда причины нежелания вполне объяснимы: школьник боится старших ребят, строгого учителя, трудной работы. Помочь тут можно иногда самыми малыми средствами — пойти в школу с ребёнком, поговорить с учителем и т. д. Объяснить, наконец, что нельзя при малейшей трудности стремиться прятаться от неё. С самого начала ребёнок должен понять, что школа — это его работа. «Твоя работа — школа. Папа ходит на работу каждый день, и, если ты не болен, ты не должен оставаться дома». Если нежелание посещать школу усиливается и причины неясны, то следует обратиться к психологу.

Это не означает, что ребёнка всегда следует заставлять идти навстречу своему страху. Если он боится воды, не надо заставлять его лезть в воду — пусть он придёт к мысли, что её не надо бояться, но только пусть придёт к этой мысли сам, собственным путём, в своё время. Он преодолеет страх тем скорее, чем меньше его будут понукать.

На возникновение новых моделей страхов влияет возраст. Когда дети начинают осознавать окружающий мир и себя в нём, у них появляется усиливающееся со временем чувство своей уязвимости. Как только ребёнок узнаёт, что его тело подвластно физическим травмам, вызывающим боль, он начинает понимать, что он не свободен от опасности. Малыш, выползающий из кровати на волю, меньше осознаёт свою физическую зависимость, чем четырёхлетний человек, который уже знает, что он должен поставить ногу так, чтобы не упасть и не разбиться.

Это и нормально, и даже желательно. Потому что есть ситуации, которых следует бояться ради собственной безопасности. Беда в том, что, воспитывая в себе необходимый страх перед огнём, автомашинами, электрическими приборами, он постигает общий механизм страха и волен прилагать его к выдуманным

опасностям. Он не в состоянии объяснить, но, тем не менее, боится «играть на улице», «ходить в гости», «проходить мимо дома на углу»... Такие страхи возникают потому, что граница между действительным и воображаемым миром для него ещё весьма неопределённа и расплывчата. Воображаемые ситуации для ребёнка так же реальны, как и существующие на самом деле.

rhhaeh_737Часто у детских страхов нет вообще никаких реальных причин — ребёнок просто почему-то беспокоен. Такие периоды переживают многие дети, и если подобная внутренняя тревога не становится чувством сильным и затянувшимся, влияющим на нормальную активность ребёнка, то нет нужды обращаться к специалистам.

С помощью понимающих и сочувствующих родителей большинство детей безболезненно перерастают свои страхи. Иногда страхи оказываются более продолжительными и сильными, более иррациональными, чем допустимо при нормальном развитии. Если с возрастом они не исчезают, если они становятся частью психики ребёнка, следует посоветоваться с психологом и совместно решить, нуждается ли ребёнок в специальной помощи, которая поможет ему восстановить утраченную уверенность в себе и чувство внутреннего благополучия.

 

 

Как родители могут помочь детям преодолеть страхи:


gklso_2831. Детские страхи – вещь очень серьезная. Именно в них коренятся взрослые комплексы, фобии и неврозы. При всем многообразии страхов их причина – беспомощность. Ребенок боится того, с чем он ничего не может поделать. Перед своими страхами он кажется себе маленьким, беспомощным. Поэтому, чем раньше ребенок избавится от своих страхов, тем более сильной и уверенной личностью он вырастет. Помните о том, что любой страх можно преодолеть и убедите в этом своего ребенка.

2. Относитесь к страхам ребенка с пониманием. Ни в коем случае не смейтесь над ними: «Ты что – трус? Ты же мужчина! А мужчины ничего не боятся!» Такое «подбадривание» приведет к тому, что ребенок начнет скрывать свой страх, переживать его в одиночестве. Тогда страх глубоко поселится в его подсознании и обернется во взрослой жизни фобией или неврозом.

3. Важно не усугубить страх ребенка. Не смейтесь над его ночными кошмарами. Вспомните свои ощущения, когда вы переживали страх, если в доме внезапно отключили свет. Даже взрослому страшновато, а что говорить

о ребенке, которого оставляют одного в темноте? Ведь тогда самые обычные предметы начинают казаться страшными сказочными чудищами.

4. Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

5. Читайте на ночь добрые, смешные сказки, не пугайте уколами, милиционерами. Расскажите ребенку, что вы тоже в детстве боялись темноты, и ваши друзья боялись. Но все свой страх побороли. И ваш ребенок обязательно с этим справится! Чем меньше тревоги вы будете проявлять по отношению к ребенку, тем меньше он будет тревожиться.

6. Не допускайте запугиваний: – Не будешь слушаться – уйду от тебя! Такие высказывания лишают ребенка в уверенности, что « вы – за него». Что вы поддерживаете его, понимаете его, принимаете его. Каждый ваш окрик, наказание, замечание ребенок расценивает как проявление нелюбви, угрозу одиночества. Действуя таким образом, вы сами лишаете ребенка уверенности в себе, в вашей поддержке. Употребляйте вместо пугающих правильные фразы: - Я тебя очень люблю, но меня огорчает твое поведение.

 

 

gvlrw_0957. Помните, что родительская любовь и опека для ребенка – сверх потребность. Естественно, что ребенок боится потерять родителей. А поводы вы ему предоставляем сами. Вспомните свои наказы: – Надень шарф – простудишься! - Не заходи далеко в воду – утонешь! Ребенок вам верит – и старается уберечься от бед. При этом он видит, что вы постоянно ходите в расстегнутом пальто, заплываете за буйки, в руках у вас спички и зажигалки… Он начинает бояться, что вы заболеете, утонете или сожжете дом.

8. Отнеситесь к безобидному с виду развлечению – просмотру мультиков с осторожностью. Если ваш ребенок подвержен страхам – зачем ему подпитывать фантазию образами монстров? Пусть он даже требует – откажите, запретите, отвлеките.

9. Есть еще одна важная вещь. Страх сказочных персонажей, чудовищ очень часто маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных (или грубых) родителей. В этом случае – вам следует изменить свое поведение, иначе, победы над страхами ребенка вам не видать. Если хотите, можете себя протестировать. Фиксируйте, сколько раз в день вы делаете ребенку замечания и сколько раз хвалите (в течение недели). Поинтересуйтесь у окружающих, каким вы им кажитесь

родителем – не обижайтесь, если услышите нелестное мнение. Пригласите в компанию людей, у которых сложились с вашим ребенком нейтральные отношения, попросите малыша распределить роли для сказочного спектакля. Если он упорно будет назначать вас на роль Бабы Яги или Волка – задумайтесь о своих методах воспитания.

10. Поддерживайте в семье благоприятный психологический климат – это будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов у ребенка.

11. Как можно больше общайтесь с ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в цирк, зоопарк.

Ведь только ощущая гармонию мира и свою причастность к нему, чувствуя себя частью его, ребёнок научится справляться с более серьёзным и обоснованным чувством страха. Только ощущая своё право на присутствие в мире, ребёнок сможет наслаждаться жизнью вокруг себя, не страдая от чувства тревоги и беспокойства.