Важность визуальной поддержки для детей с РАС Печать

 

Автор: Пинкальская Е.В., педагог-психолог

 

Все мы широко используем средства зрительной поддержки, подчас не замечая их: дорожные знаки, указатели в общественных местах, ежедневники помогают нам успешно ориентироваться в повседневной жизни. Люди с РАС не могут без них обходиться, так как они помогают им понимать окружающую действительность.

Средства визуальной поддержки помогают детям с аутизмом сохранять спокойствие и развивают у них способность действовать самостоятельно в структурированной, организованной и предсказуемой обстановке. Визуальные средства используются также для того, чтобы объяснить детям последовательность предстоящих им действий и занятий, например, подъем, одевание и поход в детский сад/ школу, или последовательность событий в течение дня, например, сначала детский сад, затем в гости к бабушке, потом домой.

 

Расписание

Визуальные расписания помогают ребенку с расстройствами аутистического спектра усвоить, что происходит в течение определенного периода времени, дня и даже целой недели. Расписание для каждого ребенка должно быть индивидуальным (предметы, картинки, фотографии, надписи). Символы следует располагать сверху вниз, либо слева направо.

Сначала в расписании присутствуют только два символа «СНАЧАЛА-ПОТОМ», (например: «Сначала занятие, потом игра»), затем постепенно добавляются новые символы, пока не сформируется расписание всего дня. Ребенка следует научить сверяться с расписанием, находить символ, обозначающий активность, выполнять текущее задание и переходить к следующему как можно более самостоятельно. Некоторые дети могут настолько хорошо использовать визуальные расписания, что у них появляется портативное расписание со списком (последовательностей) заданий и активностей, которые он самостоятельно выполняет и отмечает (или убирает) по мере завершения. Такая зрительная поддержка может помочь улучшить поведение у ребенка и облегчить переход от дома к детскому саду, переходе из одного класса в другой, вернуться с прогулки и др.

 

Последовательность событий

Зрительно представленная последовательность событий помогает ребенку соблюдать определенный распорядок в течение дня или самостоятельно выполнять отдельные действия, например мытье рук. Пошаговую последовательность действий можно разместить на стене над раковиной. Картинки, которые представляют программу действий, прикрепляют к стене при помощи липучки. Такой зрительный план дает ребенку с аутизмом легко понять, как последовательно выполнить это действие — помыть руки. При выполнении каждого шага деятельности, карточка на липучке снимается и убирается в специальный конверт с надписью «Всё»(«сделано, выполнено»).

 

Представление о времени и пространстве

Зрительно структурированные образы можно использовать для развития у ребенка представления о физических границах. Хорошим примером может служить коврик для того, чтобы сидеть на нем.

Представление о времени-прошлом, настоящем и будущем — непростая задача для всех маленьких детей. Ребенку с РАС приходится особенно не легко, так как он испытывает трудности с восприятием течения времени, временных ограничений и пониманием того, когда начинается и заканчивается определенная активность. Время так же, как слова, нельзя потрогать и увидеть. Лучший способ научить ребенка представлениям о времени -использовать визуальные расписания, в которых день ребенка или определенная его часть разделены на небольшие, зрительно обозначенные фрагменты. Чтобы помочь ребенку понять временные ограничения, когда начинается или заканчивается определенная активность, успешно применяются таймер, часы, будильник.

Дети с РАС учатся, получая и обрабатывая информацию при помощи зрения. Визуальная поддержка помогает им понять окружающий мир и те требования, которые к ним предъявляются. Использование зрительно структурированных образов позволяют развить в ребенке гибкость и готовность к переменам. Сначала ребенок научится понимать систему, а затем освоит возможности выбора и изменений.

Если детей с РАС подготовить к переменам заранее, они с ними справляются!