BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалистаПсихолог ► Леворукий ребенок – нет повода для беспокойства
Печать
Автор: Савенко Максим Сергеевич   
06.11.2012 12:06

 

Леворукий ребенок – нет повода для беспокойства

 

 

1244648401_2levshaСколько левшей на Земле точно не знает никто. Если верить статистике, их около 15% населения. Немало известных людей предпочитали действовать именно левой рукой: античный философ Аристотель, художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, английский ученый Исаак Ньютон, писатель Марк Твен… Левшами являлись также наши знаменитые современники: президенты США Рональд Рейган и Билл Клинтон, певец и композитор Пол Маккартни, голливудский актер Брюс Уиллис и т.д. Так что, Вы можете гордиться, если Ваш ребенок левша - у него могут открыться выдающиеся способности.

Ученые подсчитали, что каждый пятый человек с одинаковым успехом владеет как правой, так и левой рукой. Примерно 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут одинаково ловко работать обеими руками, но предпочтение отдают правой. В итоге оказалось, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как могло бы показаться на первый взгляд, а только около половины.

 

Все заложено в голове


В чем причина феномена леворукости достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны: одно из полушарий является главным, а другое подчиненным.

У правшей доминантным является левое полушарие. Оно играет основную роль в выполнении психических функций, связанных с речью и осуществлением мыслительных логических операций: чтения текстов, построения строгих и точных конструкций. Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, формирует сновидения. Почему же у разных людей преобладают разные полушария, и есть ли предрасположенность возникновения леворукости?

Преимущество правого полушария, и как следствие леворукость, обычно передается по наследству. Леворукость может возникнуть в результате нарушения функционирования левого полушария. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому если у ребенка отмечается нарушение работы левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя его функции. В этом случае ведущей рукой становится левая, так как действия каждой руки регулируют противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое.

 

Как определить ведущую руку у ребенка?


x_69d6d35aИтак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Обычно это устанавливается к четырем годам. Очень важно именно в это время определить ведущую руку у вашего малыша. Это очень легко сделать. Попросите ребенка выполнить следующие задания, а сами понаблюдайте, какая рука у него будет наиболее активной.

1. Открыть небольшую коробочку, например, спичечный коробок. Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.

2. Построить колодец из спичек. Рука, которая преимущественно выполняет все действия и будет ведущей.

3. Игра в мяч. Нужен небольшой, например, теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Вы просите его точно бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая та рука, которой ребенок бросал мяч.

4. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, машину и т.п.). Ведущей рукой ребенок обычно держит ножницы. Но бывает и так: ребенок плохо владеет ножницами, он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какое задание выполняется лучше.

5. Нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

 

Родители! Не вмешивайтесь!


Многие родители никак не могут смериться, что их ребенок – левша. На фоне кажущегося преобладания правшей их малыш кажется неполноценным и1296415736_deti1 ущербным. Папы и мамы из самых лучших побуждений начинают готовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире.

По данным нейрофизиологов и психологов, в 5-7 лет практически каждый четвертый ребенок является левшой, среди 7 - 9-летних детей отмечается 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а к 10-14 годам их количество резко уменьшается, к 14-15 леворуких мальчиков только 4,4%, а девочек - 4,1%. Почему? Потому, что этих детей часто переучивают. Некоторые взрослые считают своим долгом «помочь несчастному малышу».

Это ошибка, которая может дорого стоить в дальнейшем - леворуких детей категорически нельзя переучивать! Насильственное вмешательство родителей и негативное отношение к леворукости приводит к нарушению работы головного мозга, развитию детских неврозов в виде тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи, а в дальнейшем к возникновению нервно-психических расстройств.

Переучивание может привести к серьезным эмоциональным нарушениям, сбоям в формировании познавательных, речевых способностей, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп развития интеллекта.

 

Леворукие дети и школа


145411604Отказ родителей и учителей от переучивания леворукого ребенка не снимает большого количества проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Леворукого ученика учат так же, как всех, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

К примеру, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку. Тетрадь нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Для детей с доминирующим правым полушарием в процессе обучения желательно максимальное применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач. При обучении чтению и письму успешным является зрительное запоминание целых коротких слов, сопровождаемых картинкой.

С самого начала обучения необходимо обустроить социальную среду ребенка с учетом его особенностей. Особое внимание, следует уделять психологической готовности ребенка к принятию себя таким, какой он есть. Дети часто испытывают дискомфорт потому, что чувствуют себя “не такими, как все”. Они скованы, часто необщительны, боятся лишний раз проявить инициативу.

Ребятам надо объяснять с самого детства, что все люди разные:
у одних волосы темные, а у других – рыжие, одни – высокие, а другие – нет; у кого-то голос громкий, а у кого-то тихий. На очень простых и доступных примерах надо приучать детей к идее разнообразия мира. Если ребенок будет уверен, что леворукость – это норма, что таких людей много и они так же успешны и счастливы, как и все “остальные”, ему не придется испытывать дискомфорт, его психическое и физическое развитие будет более стабильным. Он станет ощущать себя полноценной личностью.