Проект «Школьная служба медиации»
Актуальность проекта. В настоящее время Российская Федерация активно интегрируется в стремительно в глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Цель проекта - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом; создание условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов в образовательном пространстве города.
Задачи проекта: 1.Создать рабочую группу для образования ШСМ. 2. Разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации. 3. Развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения между ЦО г. Тулы. 4.Создание инфраструктуры, необходимой для организации программ примирения. 5. Выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ. 6. Организовать обучение взрослых и детей-медиаторов по освоению техник переговоров. 7. Проводить регулярный мониторинг деятельности ШСМ города и использовать его результаты для осуществления дальнейшего развития проекта 8. Оказание консультативной и практической помощи в создании и развитии ШСМ во всех ЦО города. 9. Мотивация работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация». 10. Установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 11. Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка
Адресат: учащиеся 7-9 классов, педагоги - кураторы ШСП ОО города, педагоги – психологи ОО города Тулы. Сроки реализации проекта: с 2013-
Ожидаемые результаты: подготовленные кадры для проведения программ примирения; решение возникающих конфликтов на начальной стадии; защита прав и интересов детей и подростков, профилактика правонарушений; создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации; содействие позитивной социализации несовершеннолетних.
|