РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ КОМПОНЕНТОВ УУД РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
В ЦПМСС «Преображение» закончилось психологическое исследование уч-ся 2-ых классов, которое проводилось в период с 1.11.13– 21.11.2013 года в рамках городского мониторинга с целью выявления уровня сформированности личностных УУД учащихся 2-х классов в рамках введения ФГОС НОО.
В исследовании приняли участие 730 учащихся 2-х классов, из них 304 мальчика (41,6%) и 426 девочек (58,4%). Количество участников: 730 учащихся 2 классов. Из них 304 мальчика (41,6%) и 426 девочек (58,4%). Задачи исследования: 1. Выявить характер мотивации учебной деятельности (личностные действия самоопределения и смыслообразования(действия устанавливающие смысл учения); 2. Выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности (личностные действия самооценивания (самоопределения), имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности); 3. Выявить сформированность отношения к нарушению конвенциональных и моральных норм (действия нравственно-этического оценивания). 4. Провести сравнительный анализ результатов мальчиков и девочек по всем показателям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Уровень сформированности мотивации учебной деятельности у учащихся 2-х классов Гистограмма А
У чуть больше трети учащихся выявлен средний уровень мотивации с преобладанием оценочных и позиционных мотивов. У этих учащихся преобладает направленность на стремление занять определенное положение в коллективе и заслужить положительное отношение окружающих. Почти половина обследованных учащихся имеют высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом и преобладанием познавательных и внутренних мотивов. Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности, отличаются желанием узнавать новое, интересом к процессу учения, стремлением к успеху. Почти у пятой части второклассников диагностирован низкий уровень учебной мотивации с выраженным отсутствием личностного смысла и преобладанием внешних по отношению к учебе мотивов (игрового или мотива подчинения требованиям взрослых).
1.1. Определение общего уровня характера атрибуции успеха/неуспеха Гистограмма В
Большинство учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами. Третья часть учеников склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности внутренними причинами: собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции успеха/неуспеха). У пятой части учащихся выявлен низкий уровень сформированности данного показателя. У этих детей преобладает ориентация на объ-яснение своих успехов или неудач внешними причинами: трудность, сложность задания и везение, удача.
Уровень сформированности действий нравственно-этического оценивания у учащихся 2-х классов
Большинство учащихся 2-х классов знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение. Остальные дети либо допускают возможность нарушения морально-нравственных норм и правил при определенных обстоятельствах, либо слабо знакомы с правилами и нормами и считают нормальным их несоблюдение.
ВЫВОДЫ ? Уровень сформированности личностных УУД у большинства учащихся 2-х классов соответствует возрастной норме: ? У большинства учащихся выявлен высокий уровень мотивации, преобладают познавательные и внутренние мотивы, эти ученики понимают необходимость и важность учебной деятельности и стремятся к успеху. » уровень сформированности действий нравственно-этического оценивания у большинства детей также соответствует возрастной норме: учащихся знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение; » Большинство учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами. Младшим школьникам(1-2 класс) свойственно объяснять свои успехи внутренними причинами (способности и собственные усилия), а неуспехи – внешними причинами (трудность задачи или случайность). Это проявление психологической защиты: ребенку хочется верить, что он может достичь успеха благодаря самому себе, но совсем не хочется сознавать, что и причина неудачи находится там же - в себе, т.к. приятнее думать, что не получилось что-то из-за неблагоприятных внешних обстоятельств. ? Проблемными зонами в развитии личностных УУД являются: » преобладание мотивов и целей, которые отражают отсутствие у второклассников стремления к познавательной деятельности и являются внешними по отношению к учебной деятельности: игровые, позиционные, оценочные; » низкий уровень сформированности умения выделять нравственное содержание действий и поступков у 0,5% учеников. » низкий уровень атрибуции успеха/неуспеха у 20,4% учащихся. Это наименее благоприятный тип атрибуции - объяснение учащимися своих успехов или неудач в большей мере случаем, везением, удачным/неудачным стечением обстоятельств от них независящим, т.к. способствует формированию у учащихся неуверенности в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты Все универсальные учебные действия у девочек сформированы лучше, чем у мальчиков.
По результатам исследований организованы индивидуальные занятия с детьми и работают коррекционно-развивающие группы для детей с проблемными зонами в развитии личностных УУД.
|