РЕЗУЛЬТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
В ЦПМСС «Преображение» закончилось психологическое исследование уч-ся 8-ых классов, которое проводилось в период с 09 декабря – 16 декабря 2013 в рамках городского мониторинга.
В исследовании приняли участие: 575 человек: 275 мальчиков (47,8% от общего числа участников) и 300 девочек (52,2% от общего числа участников).
Количество ОУ: 21 Задачи исследования: 1. исследовать взаимоотношения подростков с родителями; 2. изучить проявления подростками различных негативных поведенческих реакций (агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе); 3. выявить проявление акцентуаций характера, относящихся к группе риска (гипертимный, истероидный, шизоидный, эмоционально-лабильный тип); 4. выявить отношение учащихся к значимым людям и понятиям; 5. выявить уровень психоэмоционального состояния учащихся; 6. провести сравнительный анализ показателей социальной адаптации учащихся между мальчиками и девочками.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.Взаимоотношения учащихся в семье. 1.1.Обдщий уровень взаимоотношений в семье Гистограмма А
У большинства восьмиклассников отмечен нормальный уровень внутрисемейных отношений. Почти пятая часть учащихся имеют нарушения внутрисемейных отношений.
2. Общий уровень негативных поведенческих реакций. Гистограмма Б
Большинство школьников показали нормальный уровень негативных поведенческих реакций. Чаше всего восьмиклассники показывают высокие баллы по шкале «Недоверие к людям» (39,5%). Менее одной трети восьмиклассников показали высокие баллы по шкале «Агрессивность» (28,4%). 27,9% подростков показывают высокий уровень неуверенности в себе.
3.1. Общий уровень акцентуаций характера восьмиклассников. Гистограмма В
Среди акцентуаций характера учеников чаще всего встречается гипертимный тип. На втором месте по степени распространения находится истероидный тип акцентуации. Третье место занимает эмоционально - лабильный тип. Реже всего встречается шизоидный тип акцентуации.
4.Эмоциональное отношение учащихся 8 классов к значимым людям и понятиям. 4.1. Общий уровень эмоционального отношения учащихся 8 классов к значимым людям и понятиям. Гистограмма "Г"
Среди подростков преобладают ученики, которые относятся к значимым людям и понятиям эмоционально положительно. 6,1% учеников демонстрируют негативное отношение к значимым людям и понятиям. 29% подростков показали смешанное отношение к значимым объектам. Нейтральное (равнодушное) отношение к значимым объектам показали 4,3% учеников.
5. Психоэмоциональное состояние учащихся 8 классов. 5.1. Общий уровень психоэмоционального состояния учащихся 8 классов. Гистограмма Е
У 44,5% подростков отмечено состояние адекватного мироощущения. Около одной трети всех учеников составляют подростки, находящиеся в состоянии психологического дискомфорта (33,2%). 16,7% учащихся находятся в состоянии психологического напряжения. Подростков, находящихся в состоянии срыва психологической адаптации, в этом исследовании - 5,6%. ? У подавляющего большинства учащихся 8 классов отмечен нормальный уровень внутрисемейных отношений. Нарушения внутрисемейных отношений имеют менее 20% учащихся. ? Большинство школьников показали нормальный уровень негативных поведенческих реакций. Чуть меньше восьмиклассников показывают высокие баллы по шкале «Недоверие к людям». Менее одной трети восьмиклассников показали высокие баллы по шкале «Агрессивность». Почти треть подростков показывают высокий уровень неуверенности в себе. ? Среди акцентуаций характера учеников чаще всего встречается гипертимный тип. На втором месте по степени распространения находится истероидный тип акцентуации. Третье место занимает эмоционально - лабильный тип. Реже всего встречается шизоидный тип акцентуации. ? Среди девушек чаще встречаются нарушения внутрисемейных отношений, чем среди юношей. Юноши чаще проявляют агрессивность, а девушки - недоверие к людям и неуверенность в себе. Среди юношей чаще проявляется гипертимный и истероидный типы акцентуации, а среди девушек - гипертимный и эмоционально - лабильный типы акцентуации. ? Среди восьмиклассников преобладают ученики, которые относятся к значимым людям и понятиям эмоционально положительно. 6,1% учеников демонстрируют негативное отношение к значимым людям и понятиям. ? Чаще всего восьмиклассники эмоционально положительно относятся к себе и своей семье. К одноклассникам подростки чаще всего относятся нейтрально. Негативное отношение ученики чаще всего испытывают к другим людям и одноклассникам. ? Более чем у 40% восьмиклассников отмечено состояние адекватного мироощущения, свидетельствующее о наиболее оптимальном функционировании организма.. 16,7% учащихся находятся в состоянии психологического напряжения, 5,6% - в состоянии срыва психологической адаптации. Девушки чаще, чем юноши, относятся к значимым объектам и положительно, и негативно. Девушки чаще, чем юноши, положительно относятся к себе, семье, одноклассникам, и будущему, но чаще юношей негативно относятся к себе, семье, учителям и будущему. Девушки чаще, чем юноши, демонстрируют состояние адекватного мироощущения, но для них чаще, чем для юношей, характерно состояние психологического напряжения и дезадаптации.
По результатам исследований организованы тренинговые занятия с подростками направленных на развитие навыков общения, группового взаимодействия, толерантности и самопознания.
|