РЕЗУЛЬТЫ ИСССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ШКОЛЕ
Исследование уровня социально-психологической адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности было проведено 23.09.2013 – 06.10.2013 г.
В исследовании приняли участие 1652 первоклассника, из них 818 мальчиков (45,5%) и 834 девочки (50,5%).
Количество ОУ: 35. Задачи исследования: 1. Определить уровень социально-психологической адаптации, психоэмоционального состояния, уровень работоспособности и настроения первоклассников на момент обследования. 2. Провести сравнительный анализ результатов социально-психологической адаптации между мальчиками и девочками.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Уровень социально-психологической адаптации учащихся 1 классов. 1.1. Определение общего уровня социально-психологической адаптации первоклассников Гистограмма А
Высокая и хорошая школьная мотивация характерна для большинства учащихся 1 классов. Из них 63,2% учеников отличаются высоким уровнем школьной мотивации. У 8,65% первоклассников отмечена частичная адаптация. 3,09% первоклассников показали частичную неадаптацию. Данное исследование выявило 1,02% первоклассников с негативным отношением к школе – школьной дезадаптацией.
2. Уровень психоэмоционального состояния 2.1. Определение общего уровня психоэмоционального состояния Гистограмма Б
Самую значительную часть выборки составляют дети, находящиеся в состоянии психологического дискомфорта. У 37,29% первоклассников отмечено состояние адекватного мироощущения, свидетельствующее о наиболее оптимальном функционировании организма. Пятая часть учащихся находятся в состоянии психологического напряжения, 4,3% - в состоянии срыва психологической адаптации.
3.Уровень энергии (работоспособность) 3.1.Определение общего уровня энергии Гистограмма В
Оптимальная работоспособность отмечена у большинства детей. Пятая часть учеников компенсирует возникающее утомление за счет периодического снижения умственной активности. На пределе своих возможностей работают 10,59% учеников. Они находятся в состоянии перевозбуждения. Наиболее неблагоприятным состоянием является хроническое переутомление. Оно отмечено у 4,78% первоклассников.
4.Уровень настроения 4.1.Определение общего уровня настроения первоклассников Гистограмма Г
Большинство первоклассников демонстрируют благоприятное эмоциональное состояние.
ВЫВОДЫ Большая часть детей полностью адаптировались к учебной деятельности. Эти учащиеся относятся к школе позитивно, адекватно воспринимают учебную деятельность. У небольшой части первоклассников отмечена частичная (неполная) адаптация, свидетельствующая о неполном принятии ребенком школьной ситуации, пребывании его в ситуации выбора предпочитаемой роли: школьника или дошкольника. В целом, психоэмоциональное состояние учащихся можно охарактеризовать как благоприятное. У них отмечено состояние адекватного мироощущения, свидетельствующее о наиболее оптимальном функционировании организма. Оптимальная работоспособность отмечена более чем у половины детей, нагрузки соответствуют их возможностям. Пятая часть первоклассников компенсирует возникающее утомление за счет периодического снижения умственной активности.Настроение большинства первоклассников в момент обследования можно охарактеризовать как оптимальное для учебной деятельности. У этих учащихся отмечена норма и преобладание положительных эмоций. Девочки чувствуют себя в школе более комфортно.
Проблемные зоны: » Первоклассники, показавшие частичную дезадаптацию, хотя и изображают на своих рисунках школьную ситуацию, явно тяготеют к дошкольному детству. Это может привести к дальнейшему снижению учебной мотивации и затрудненному протеканию процесса адаптации детей к школе. » Повышенного внимания заслуживают ученики, находящиеся в состоянии психологического напряжения и состоянии срыва психологической адаптации, так как функционирование организма этих детей требует значительной мобилизации внутренних резервов, или даже находится на границе между здоровьем и болезнью. » 15,5% учащихся находятся в состоянии перевозбуждения и хронического переутомления. В обоих случаях детям требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, также необходимо и снижение нагрузок.
|