Психологическое исследование учащихся
1-х классов в рамках введение ФГОС НОО
В ЦПМСС «Преображение» в октябре-ноябре 2014 года проводилось исследование первоклассников в рамках введения ФГОС НОО.
В исследовании приняло участие 475 учащихся Центрального района, из них 228 мальчиков, 247 девочек.
Цель исследования: Определение соответствия уровня сформированности отдельных компонентов УУД возрастно-специфическим особенностям предшкольной ступени развития. Задачи исследования: Определить уровень сформированности личностных УУД (внутренняя позиция школьника и мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и моральная децентрация) и коммуникативных УУД (действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера); действия общения и кооперации).
Результаты исследования:
1. Определение уровня сформированности личностных УУД.
Показательными в отношении развития личностных УУД на предшкольной ступени образования являются: » сформированность внутренней позиции школьника и мотивация учебной деятельности, » ориентация на моральные нормы и моральная децентрация.
Уровень сформированности внутренней позиции
школьника, мотивации учебной деятельности
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что у большинства первоклассников (85,2%) сформирована внутренняя позиция школьника, ученики осознают важность и нужность учения, испытывают интерес к школьному содержанию занятий. Из них 56,4% учащихся имеют высокий уровень мотивации, а 28,8% первоклассников показали хороший уровень школьной мотивации. У 14,8% первоклассников внутренняя позиция школьника сформирована недостаточно. Из них 11,6% учащихся школа привлекает внешними атрибутами, 1,9% учеников предпочитают игровую деятельность, а 1,1% школьников испытывают негативное отношение к школе.
Уровень сформированности умения выделять
моральное содержание действий и поступков
Анализируя полученные данные, можно сделать заключение, что у 74,5% первоклассников выявлен высокий уровень умения выделять моральное содержание действий и поступков; у 24,8% детей данное умение сформировано не в полной мере; 0,6% учащихся показали низкий уровень умения оценивать поступки с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы.
2. Определение уровня сформированности коммуникативных УУД.
Показательными в отношении развития коммуникативных УУД на предшкольной ступени образования являются - действия общения и кооперации, т.е. умения согласовывать усилия в процессе совместной деятельности.
Уровень сформированности умения осуществлять сотрудничество
У большинства учащихся (72,3%) сформировано умение сотрудничать (на высоком и хорошем уровнях).
15,2% учащихся показали средний уровень умения сотрудничать, при котором дети стараются договориться, но общее решение им принять сложно.
12,4% учащихся показали низкий и очень низкий уровень данного умения.
Проблемные зоны: 1. 12,4% - учащихся показали низкий и очень низкий уровень умения сотрудничать. 2. 0,6% - учащихся показали низкий уровень умения оценивать поступки с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы. 3. У 14,8% - первоклассников внутренняя позиция школьника сформирована недостаточно. Из них 11,6% учащихся школа привлекает внешними атрибутами, 1,9% учеников предпочитают игровую деятельность, а 1,1% школьников испытывают негативное отношение к школе.
По результатам исследований сформированы группы и проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию личностных и коммуникативных УУД.
|