BAN-HEAD__ISSLEDOVANIYA

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияУслугиИсследованияПсихологические исследования ► «Психологическое исследование школьников 2-х классов».
Печать

 


Психологическое исследование учащихся
2-х классов в рамках введение ФГОС НОО 

 

 

В ЦПМСС «Преображение» закончилось психологическое исследование уч-ся 2-ых классов (участники пилотного проекта), которое проводилось в период с 10.11.14– 23.11.2014 года в рамках городского мониторинга с целью выявления уровня сформированности личностных УУД учащихся 2-х классов в рамках введения ФГОС НОО - 1 срез.

 

В исследовании приняли участие:  1181 учащийся 2-х классов, из них 573 мальчиков и 608 девочек.

 

Количество ОУ. принявших участие в исследовании: - 25

 

Задачи исследования:

» выявить характер мотивации учебной деятельности (личностные действия самоопределения и смыслообразования (действия, устанавливающие смысл учения);

» выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности (личностные действия самооценивания (самоопределения), имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности);

» выявить сформированность отношения к нарушению конвенциональных и моральных норм (действия нравственно-этического оценивания).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Уровень сформированности мотивации учебной
деятельности у учащихся 2-х классов

 

Диаграмма 1

456747lkjoere

 

 

 

 


 

У большинства учащихся выявлен средний уровень мотивации с преобладанием оценочных и позиционных мотивов. У этих учащихся преобладает направленность на стремление занять определенное положение в коллективе и заслужить положительное отношение окружающих.

 

У чуть более трети обследованных учащихся имеют высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом и преобладанием познавательных и внутренних мотивов.

Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности, отличаются стремлением к успеху. У шестой части второклассников диагностирован низкий уровень учебной мотивации с выраженным отсутствием личностного смысла и преобладанием внешних по отношению к учебе мотивов.

 

Определение общего уровня характера
атрибуции успеха/неуспеха

Диаграмма 2

 

7634hehyo

 

Около половины учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами.

Около трети учащихся склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности внутренними причинами: собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции успеха/неуспеха).

У остальных учащихся выявлен низкий уровень сформированности данного показателя. У этих детей преобладает ориентация на объяснение своих успехов или неудач внешними причинами: трудность, сложность задания и везение, удача.

 

 

Уровень сформированности умения выделять моральное
содержание действий и поступков у учащихся 2-х классов

 

Диаграмма 3

83lhop0305

 

Преобладающее большинство учащихся 2-х классов знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение.

Остальные дети либо допускают возможность нарушения морально-нравственных норм и правил при определенных обстоятельствах, либо слабо знакомы с правилами и нормами и считают нормальным их несоблюдение.

 

ВЫВОДЫ:

 Уровень сформированности личностных УУД у большинства учащихся 2-х классов соответствует возрастной норме:

» уровень сформированности действий нравственно-этического оценивания у большинства детей также соответствует возрастной норме: учащихся знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение;

 чуть меньше половины детей показали высокий уровень мотивации. Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности,

отличаются желанием узнавать новое, интересом к процессу учения, стремлением к успеху.

» Около половины учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами. Младшим школьникам(1-2 класс) свойственно объяснять свои успехи внутренними причинами (способности и собственные усилия), а неуспехи – внешними причинами (трудность задачи или случайность).

 

 

Проблемными зонами в развитии личностных УУД являются:

» преобладание мотивов и целей, которые отражают отсутствие у второклассников стремления к познавательной деятельности и являются внешними по отношению к учебной деятельности: игровые, позиционные, оценочные;

» низкий уровень атрибуции успеха/неуспеха показала пятая часть учащихся. Это наименее благоприятный тип атрибуции - объяснение учащимися своих успехов или неудач в большей мере случаем, везением, удачным/неудачным стечением обстоятельств от них независящим, т.к. способствует формированию у учащихся неуверенности в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты

» несоответствие возрастной норме уровня сформированности действий самооценивания (самоопределения), имеющих в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности, у 40,4% учащихся.

 

По результатам исследований организованы индивидуальные занятия с детьми и работают коррекционно-развивающие группы для детей с проблемными зонами в развитии личностных УУД.