Психологическое исследование учащихся
2-х классов в рамках введение ФГОС НОО
В ЦПМСС «Преображение» закончилось психологическое исследование уч-ся 2-ых классов (участники пилотного проекта), которое проводилось в период с 10.11.14– 23.11.2014 года в рамках городского мониторинга с целью выявления уровня сформированности личностных УУД учащихся 2-х классов в рамках введения ФГОС НОО - 1 срез.
В исследовании приняли участие: 1181 учащийся 2-х классов, из них 573 мальчиков и 608 девочек.
Количество ОУ. принявших участие в исследовании: - 25
Задачи исследования: » выявить характер мотивации учебной деятельности (личностные действия самоопределения и смыслообразования (действия, устанавливающие смысл учения); » выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности (личностные действия самооценивания (самоопределения), имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности); » выявить сформированность отношения к нарушению конвенциональных и моральных норм (действия нравственно-этического оценивания).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Уровень сформированности мотивации учебной
деятельности у учащихся 2-х классов
Диаграмма 1
У большинства учащихся выявлен средний уровень мотивации с преобладанием оценочных и позиционных мотивов. У этих учащихся преобладает направленность на стремление занять определенное положение в коллективе и заслужить положительное отношение окружающих.
У чуть более трети обследованных учащихся имеют высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом и преобладанием познавательных и внутренних мотивов. Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности, отличаются стремлением к успеху. У шестой части второклассников диагностирован низкий уровень учебной мотивации с выраженным отсутствием личностного смысла и преобладанием внешних по отношению к учебе мотивов.
Определение общего уровня характера
атрибуции успеха/неуспеха
Диаграмма 2
Около половины учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами. Около трети учащихся склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности внутренними причинами: собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции успеха/неуспеха). У остальных учащихся выявлен низкий уровень сформированности данного показателя. У этих детей преобладает ориентация на объяснение своих успехов или неудач внешними причинами: трудность, сложность задания и везение, удача.
Уровень сформированности умения выделять моральное
содержание действий и поступков у учащихся 2-х классов
Диаграмма 3
Преобладающее большинство учащихся 2-х классов знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение. Остальные дети либо допускают возможность нарушения морально-нравственных норм и правил при определенных обстоятельствах, либо слабо знакомы с правилами и нормами и считают нормальным их несоблюдение.
ВЫВОДЫ: Уровень сформированности личностных УУД у большинства учащихся 2-х классов соответствует возрастной норме: » уровень сформированности действий нравственно-этического оценивания у большинства детей также соответствует возрастной норме: учащихся знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение; чуть меньше половины детей показали высокий уровень мотивации. Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности, отличаются желанием узнавать новое, интересом к процессу учения, стремлением к успеху. » Около половины учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами. Младшим школьникам(1-2 класс) свойственно объяснять свои успехи внутренними причинами (способности и собственные усилия), а неуспехи – внешними причинами (трудность задачи или случайность).
Проблемными зонами в развитии личностных УУД являются: » преобладание мотивов и целей, которые отражают отсутствие у второклассников стремления к познавательной деятельности и являются внешними по отношению к учебной деятельности: игровые, позиционные, оценочные; » низкий уровень атрибуции успеха/неуспеха показала пятая часть учащихся. Это наименее благоприятный тип атрибуции - объяснение учащимися своих успехов или неудач в большей мере случаем, везением, удачным/неудачным стечением обстоятельств от них независящим, т.к. способствует формированию у учащихся неуверенности в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты » несоответствие возрастной норме уровня сформированности действий самооценивания (самоопределения), имеющих в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности, у 40,4% учащихся.
По результатам исследований организованы индивидуальные занятия с детьми и работают коррекционно-развивающие группы для детей с проблемными зонами в развитии личностных УУД.
|