OTSTUP
P__1V__2D__3R__4NEW1___CS__5PP__6

RAZDELITEL_NA_GLAVNOYI_2

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

Главная◄ Отделения центра◄ ТОПП "ВАЛЕОЦЕНТР"Групповые и индивидуальные занятия ► Развивающие занятия предназначены для детей, имеющих особенности эмоционального развития, нарушения адаптации, трудности в общении, отсутствие школьной мотивации, низкую самооценку и уверенность в себе
Печать

 

 

Детская терапевтическая студия «Валеоцентра» предлагает программу «Формирование оптимальных психологических границ личности» для учащихся 3-4 классов.

 

Развивающие занятия предназначены для детей, имеющих особенности эмоционального развития, нарушения адаптации, трудности в общении, отсутствие школьной мотивации, низкую самооценку и уверенность в себе.

 

Одна из самых важных задач, которую решает в своем развитии человек — задача стать отдельным и автономным. Это означает, что он в состоянии отделить себя от других людей и создать свои собственные индивидуальные границы, которые помогут ему сформировать собственную личность.

 

Индивидуальные границы включают тело, мысли, мнения, потребности, убеждения и желания. Наличие границ создает принципиально новый выбор правил, касающихся взаимодействия людей.

Эти правила таковы:

- людям необходимо просить разрешения, прежде чем можно нарушить личные и психологические границы друг друга;

- способность нести ответственность определяется тем, кому принадлежит проблема;

- люди не «владеют» друг другом и не «принадлежат» друг другу.

В симбиотических семьях (там, где каждый член семьи поглощает личное пространство другого) фактически не существует границ. Дети и взрослые могут меняться ролями. При депривации (лишении общения, ласки и любви) также границы тела ребенка, его полоролевая идентичность будут размытыми.

Как правило, люди, которые имеют много отрицательных переживаний, не обладают четкими внутренними и внешними личностными границами. Отсутствие границ, в свою очередь, приводит к возникновению негативных чувств. Поэтому нам представляется важным то, что, когда уже произошло отреагирование отрицательных эмоций и освободилось пространство и ресурсы для построения новой, свободной и творческой личности, прежде чем заниматься осознанием желаний и постановкой целей, необходимо установить здоровые границы личности.

Американский психолог Генри Клауд приводит следующее определение границ: в психологическом смысле границы – это понимание собственного «я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.

 

Физическое «я» – это часть личности. Наше тело имеет физические границы, которые определяют, кто мы. Кожа – это яркий пример границы, которая определяет личность. Наша кожа ясно определяет, где начинается «я» и где заканчивается. Кожа естественным образом защищает наши тела, но от нас зависит принятие решения о том, что мы впускаем в свое физическое «я». Мы ответственны за свое тело. Лучше всего мы знаем, в чем нуждается наше тело. Мы чувствуем голод и поэтому едим. Мы чувствуем усталость и поэтому отдыхаем или ложимся раньше спать. Мы чувствуем себя вяло и поэтому идем гулять. Мы испытываем боль и начинаем искать ее причину.

 

Другие границы работают по этому же принципу. Если я владею домом и садом, я ответственен за то, что находится внутри моих владений. Если я хочу сгрести опавшие листья, я делаю это или нанимаю кого-нибудь, чтобы сделать это, или они остаются гнить на земле. В этом смысле моя ответственность заканчивается там, где заканчивается моя граница. Если двор моего соседа засыпан листьями, я не должен быть настолько самонадеянным, чтобы позволить себе перелезть через забор, разделяющий наши огороды, и начать собирать листья без его на то разрешения. Если я хочу помочь, я должен спросить его, и он решает, открыть ли мне ворота и разрешить ли мне перейти через его границу. Это его и только его решение.

 

Психологические границы показывают нам, где наши чувства, а где — чувства других людей. Когда не установлены четкие психологические границы, то мы даем другим людям возможность делать нас ответственными за их чувства, можем чувствовать вину за чужой гнев и т.д.

 

Духовные границы охватывают наши убеждения, ценности, нравственные критерии. Когда нет четких духовных границ, то другие могут навязать нам свои убеждения, заставить сделать что-то такое, что не согласуется с нашей личной этикой.

Самые разрушительные результаты отсутствия границ – это физическое и эмоциональное насилие. Люди, которые не установили личных границ, позволяют другим манипулировать собой и даже причинять боль.

Первый шаг к установлению здоровых границ — осознание себя.

Так как границы должны охватить все, что принадлежит человеку, первое, что ему необходимо сделать, – осознать, кем он являетесь на самом деле. Осознать свое тело, чувства, внутренние установки, действия, мысли, способности, решения, желания и ограничения. Провести тщательную проверку того, кем он был раньше, кто он сейчас и куда направляется.

С.К. Нартовой-Бочавер выделены шесть измерений психологического пространства личности, которые представляют собой отвечающие разным потребностям человека каналы взаимодействия человека с миром:

I – собственное тело (открывает человеку самого себя);

II – территория (обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание);

III - личные вещи (мир предметов (артефактов), которые не только функционально необходимы, но также обозначают склонности и предпочтения людей);

IY – временной режим (единственное, измерение, которое определяет и упорядочивает время пользования всеми остальными секторами пространства, это измерение особенно сильно отражает краткосрочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время);

Y – социальные связи (содержит возможность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения таким образом, чтобы уметь противостоять большому социуму, устанавливать безопасную дистанцию с близкими, расширять и корректировать круг знакомых);

YI – вкусы (ценности) (отражают индивидуальную позицию в начале жизни, а затем - мировоззренческий аспект человеческого бытия, направлены не на условия выживания, а скорее на ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию).

Если граница физического тела начинает осознаваться благодаря прикосновениям Мира, то психологическая граница формируется, прежде всего, в результате нашей собственной активности, собственных усилий. Психологическая граница возникает и развивается в результате осуществления человеком движений и действий и, вместе с тем, благодаря им, она проявляется.

Осознание человеком особенностей собственных границ и их оптимизация возможны в процессе практической личностно-развивающей работы.

Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство.

 

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей интереса к творческой деятельности;

- укрепление личных границ, навыков самоорганизации;

- развитие способности к пониманию своего внутреннего мира, чувств и потребностей других людей;

- наработка навыков социально-приемлемого выражения своих чувств;

- совершенствование навыков совместной деятельности;

- развитие способности к принятию ответственности за свои действия;

- положительный эмоциональный настрой.

 

Занятия проводятся в ТОПП «Валеоцентре» по адресу г.Тула, ул.Галкина 17, комната 8.

Запись по телефону 47-31-01.

 

Программа реализуется курсом из 15 занятий.

Занятия начинаются по мере комплектования групп.

Ведущая: педагог-психолог, детский психолог Чаусова Ольга Эдуардовна.