Печать

ДЕТСКАЯ ПЕСОЧНИЦА


  • Чаусова Ольга Эдуардовна,
    педагог-психолог, клинический-психолог "Валеоцентра"


При коррекционно-развивающей работе с детьми в настоящее время психологи часто используют специальную песочницу. Такая работа может называться песочной терапией, юнгианской песочницей, детской песочницей, играми в песок. Различие заключается в используемом специалистом материале – размерах и форме самой песочницы, наличии и составе коллекции специальных фигурок, а также в задачах, которые ставятся перед клиентом и целях психокоррекционной работы.

В книге Ленора Штейнхарда «Юнгианская песочная психотерапия» во второй главе даётся история и описание песочной терапии.

«История песочной терапии берёт своё начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась техника «построения мира»… Другие детские психотерапевты, такие как Мелани Клейн, Анна Фрейд и Дональд Винникот подчёркивали значение игровой деятельности ребёнка в качестве средства невербальной коммуникации. Все они использовали в своей работе миниатюрные игрушки, но не применяли песок.

Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф … Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии… Предложенная Юнгом техника «активного воображения» даёт понять, что внутренний мир человека богат и многообразен, хотя сам человек зачастую этого не осознаёт, и что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые или подавленные чувства и представления. Подход Кальфф к песочной терапии основан на данных представлениях. Она стремилась создать для своих клиентов «свободное и защищённое пространство», где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Её взгляды базировались на «высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению». Кальфф отмечала, что её наблюдения за процессом песочной терапии «подтверждают представления о том, что Самость направляет процесс психического развития, начиная с момента рассуждения».

Отметим, что песочная терапия основана в недрах детской психиатрии, применение игровых и творческих форм работы через восприятие, воображение, внимание и мышление клиента активизирует «архетип ребёнка».

 

37289TYGHOAHU5P9HUI90HIJ

 

Цель песочной терапии – достижение клиентом исцеления посредством спонтанного творческого самовыражения.

Основная задача песочной терапии – осознание клиентом вытесненного и подавленного материала личного бессознательного, который мешает решению актуальных задач развития.

 

Манера работы ребёнка в подносе, реализуемые им темы, выбор игрушек и степень взаимодействия с песком и игрушками зависят от возраста ребёнка, его личностных особенностей, степени развития и решаемой проблемы. Именно эти аспекты в первую очередь анализируются психологом в диагностической, развивающей или коррекционной работе.

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Я использую поднос при работе с детьми от 2-х лет.

От 2-х до 4-х лет. В этом возрасте дети в основном выбирают игрушки, которые могут взаимодействовать с песком – лопаточки, мисочки, ложечки, кисточки, ёмкости с дырочками разного размера, формочки. Манипуляции с песком посредством различных предметов – обязательная первоначальная стадия любого игрового процесса в подносе. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства. Присутствуют такие процессы как: закапывание - раскапывание, засыпание-посыпание, насыпание-высыпание, пересыпание. «Живые» предметы выбираются для передачи эмоций, разыгрывания примитивных, коротких по времени ситуаций без опоры на состояние подноса. Деятельность чаще носит хаотический характер.

Коррекционный и развивающий эффект достигается за счёт пластических свойства самого песка, который способствуют тактильной стимуляции, отреагированию эмоций, в том числе выражению травматического психологического материала. А также за счёт обучающих действий психолога, направленных на развитие разнообразных мелкомоторных движений, увеличение манипулятивных комбинаций с предметами, структуризацию процесса игры (выходу из хаоса) и речевому сопровождению игрового процесса. Размеры и форма подноса для песка могут быть различными. Можно использовать различной формы и цвета тазы, насыпая в них каждый раз разное количество песка. Песок может быть сухим, влажным, мокрым или представлять собой мокрую «кашицу». Чем разнообразнее будет материал, тем больше ребёнок будет вовлекаться в игру, тем сильнее будет развивающий и коррекционный эффект.

При необходимости на занятиях могут присутствовать родители.

При работе с детьми от 4 до 10 лет игру с песком уже можно рассматривать как одну из форм символической коммуникации. Основой для коррекционной работы является развитие различных форм игровой деятельности, развитие речи и мышления, появление идентификации («я как …») и обогащение личного опыта. При организации работы специалист может вводить определённые правила, ограничения, условия, соблюдение которых обязательно для ребёнка. В зависимости от задач занятия процесс построения подноса развиваться как в свободном творчестве (юнгианская песочница), так и с использованием фокусирующих техник, связанных с работой на заданные темы, которые могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой ребёнка (арт-терапевтический подход). Так, при проблемах в детско-родительских отношениях предлагается построение мира в одном подносе совместно ребенком и родителем.

Появление обобщения и символической функции мышления дают ребёнку возможность придумать название своей работы, в котором будет отражаться, как способность ребёнка кратко выражать свои мысли, так и сущность проблемы (через постановку акцентов). Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

Особенностью работы с детьми в данной возрастной категории можно считать наличие игровой деятельности в процессе построения подноса. Очень часто правило ограничения времени как раз и работает на прекращение процесса игры и «замораживание» композиции. Работая с названием подноса нужно обращать внимание ребёнка именно на тот момент игры, на который пришлось правило «стоп» и мотивировать его к тому, что он может и должен управлять процессом таким образом, чтобы задуманное название полностью соответствовало «картинке» окончания игрового процесса. В некоторых случаях предполагается возможность перестраивания подноса, если при вербализации своего творчества ребёнок теряет логику. Одновременно с этим появление новых идей, мыслей не является основанием для перестраивания (что часто проявляется у детей с гиперактивностью), но может послужить темой для следующего подноса при очередной встрече.

 

Использование влажного песка даёт клиентам возможность строить трёхмерные композиции:

 

Работа с детьми данного возраста может проводиться с использованием специального юнгианского подноса (прямоугольный деревянный ящик, определённого размера и цвета, наполненный на 2/3 чистым речным песком и коллекция миниатюрных фигурок, природных материалов, расставленных в шкафах специальным образом с учётом обобщающих категорий предметов). Также для организации игрового процесса подойдут другие песочницы разной формы и цвета с использованием набора игрушек разных категорий.

С 11-12 лет работа детей в подносе во многом похожа на работу взрослых. Песок становится тем фундаментом (психика), на котором проявляются, развёрнутые во времени на сознательном и бессознательном уровнях, картины представлений ребёнка об окружающем мире, его устройстве, трудностях и возможностях их преодоления, масштабах освоенного мира, системе безопасности и т.п.

Песочный ландшафт в подносе символизирует карту ребёнка. На ней обязательно будет изображён его путь, дорога жизни, которую он прокладывает изо дня в день. Это могут быть горы, равнины, пещеры, реки и моря, дороги, леса и т.д. Ландшафт песка покажет, как ребёнок воспринимает свой путь, как он будет его проходить исходя из знаний и опыта на данный конкретный момент его жизни.

Фигурки, выбранные ребёнком и размещённые в подносе, символизируют то, с чем он готов соприкоснуться на сегодняшний день. Из всей коллекции ребёнок выберет, возьмёт в руки и расположит в подносе только те, которые для него актуальны здесь и сейчас.

 

С помощью песочной терапии происходит:

  1. Проработка психотравмирующей ситуации на символическом уровне.
  2. Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.
  3. Изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
  4. Выработка новых способов реагирования, отработка новых способов взаимодействия.
  5. Регресс клиента к прошлому негативному опыту с целью повторного его переживания и освобождения.

Показания к песочной терапии:

  1. Неспособность объяснить словами то, что клиент чувствует или думает.
  2. Ограничения в проявлении клиентом своих чувств.
  3. Экзистенциальный или возрастной кризис.
  4. Психологическая травма.
  5. Проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии.

  1. Эпилепсия или шизофрения.
  2. Невроз навязчивых состояний.
  3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  4. Легочные заболевания.
  5. Кожные заболевания.