OTSTUP
P__1V__2D__3R__4NEW1___CS__5PP__6
Печать E-mail

 

 

Адаптация к школе


32ttgws43qy4h3y5q34y35y43Октябрь - самое время говорить о школьной адаптации. Особенно это актуально для тех, кто находится на пороге начальной или средней школы. Ведь для них это время - не только переход от каникул к учебе, в новый класс, но и - новый этап взросления, смена ведущей деятельности (от игры к учебе, от учебы к общению) и социальной ситуации (знакомство с учителем и оценками, переход от единства требований у одного педагога к разным предметникам). У одних процесс адаптации длится 2-3 недели, у других затягивается на полгода и даже год. Это зависит от многих факторов: индивидуальны особенностей, характера взаимоотношений с окружающими, учебного заведения (а значит и уровня программ), готовности учащегося к преодолению трудностей и решению задач новой ступени. Хорошо бы, использовать это время как шанс: для овладения новой значимой и интересной деятельностью или пересмотра отношений к учебным предметам через знакомство с новыми учителями; для появления новых интересов и друзей; для возможности лучше понять себя с помощью значимых других; для тренировки в преодолении трудностей и т.д. Однако мне как психологу часто приходится сталкиваться с другими проявлениями этого периода: нежеланием учиться, отсутствием интересов, сложностями взаимодействия со значимым окружением, потерей поддержки и авторитета взрослых. Очень многие проблемы, возникающие в этот период, можно решить здесь-и-теперь, не накапливая и не перетаскивая их в будущее. Важно вовремя обратить на них внимание! Когда? Если вы заметили:

 


• усталый, утомленный внешний вид ребенка; 
• двигательную расторможенность, неспособность сосредоточится; 
• сниженный фон настроения; грубость, агрессивность; 
• тревогу, эмоциональное напряжение; раздражительность; 
• уход в себя, избегание контактов, неприятие поддержки со стороны других; 
• тревожное, неуверенное, заискивающее общение со взрослыми; 
• постоянные конфликты со сверстниками; одиночество, отсутствие друзей; 
• нарушение общепринятых правил поведения.


Как помочь школьнику:
– опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, иногда полезно снижение значимости школьных оценок (но не знаний!), уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку, внести юмор во взаимоотношения с ребенком; 
– будьте последовательны и постоянны. Вводите правила постепенно. Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Старайтесь как можно реже употреблять слово «нельзя». Устанавливая правила, будьте однозначны. 
– не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохое; 
– создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка (Дайте какое-нибудь постоянное поручение, в пределах возможностей ребенка. Не забывайте поощрять старание. Не берите на себя то. Что ребенок может и должен делать самостоятельно. Дайте ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать.), позволить ребенку самому решать проблемы там, где возможно; дать возможность детям познать успех на собственном опыте, приобрести опыт успеха в школе; учить планированию деятельности (уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться); 


– помочь ребенку разобраться в себе самом, познать самого себя; помочь ребенку определить жизненные цели; 


– несмотря на кажущуюся взрослость, ребенок в этот период особенно нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей: воодушевляйте на рассказ о школьных делах, не ограничиваясь вопросом «как прошел день»; беседуйте с учителями; помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте за него (помогите найти ответы самостоятельно); помочь наладить отношения с людьми, играющими важную роль в жизни ребенка; 
– помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе; 


– помните, что для пятиклассников учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителя могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его неудовольствия, поддерживая при этом авторитет учителя; 


– Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. 
Остались вопросы - добро пожаловать на встречи Родительского клуба, посвященные адаптации первоклассников и пятиклассников.