Не доверяйте детей теле-няне!
На встречах Родительского клуба, консультациях, родительских собраниях родители детей от года (!) до 10 лет жалуются на неожиданные проявления агрессии после увлечения отдельными мультиками, нежелание играть даже с родителями или иначе проводить время кроме как у экрана, изворотливость и недоверие в отношениях с родителями, проблемы со сном, избирательность в еде...
При этом все прекрасно осведомлены о неотвратимых последствиях: проблемах со зрением, осанкой, нервном перенапряжении, агрессии, привыкании. Что заставляет в таком случае нас, родителей, знакомить детей с модными техническими штучками и достижениями информационных технологий все раньше? И не просто знакомить, а оставлять наедине!
1. Современные родители заботятся о всестороннем развитии ребенка. Многие хвастаются перед знакомыми: "мой-то сам включает и находит, что ему нужно!" Кто-то считает это необходимым для успешной жизни ребенка в новых условиях. Кто-то оправдывает возросшими потребностями современных детей - не надо тратить время на игры, необходимо создать все условия для максимального раскрытия возможностей ребенка. И всевозможные технические средства занимают лидирующие позиции среди этих условий. Вот только воспитатели, учителя и психологи напротив отмечают всевозрастающее количество детей:
* с недоразвитием речи (чтобы ребенок заговорил, необходим, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное - в его общение со взрослым);
* с неспособностью концентрации на каким-либо занятии, отсутствием заинтересованности делом, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью (то, что внешне выглядит как заинтересованность тем, что происходит на экране, по сути является трансом, в итоге дети лихорадочно стремятся к смене впечатлений, но воспринимают их поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой);
* с низкой фантазией и отсутствием творческой активности (привыкая к информации, выданной в готовом виде, дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть, прилагать усилия для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира; максимум на что они способны - некритичное воспроизведение увиденного);
* с неумением общаться со сверстниками (общение поверхностно и формально, дети не знают, когда настаивать на своем а когда лучше уступить, плохо понимают настроения и мотивы друг друга).
Так ли изменился мир, что можно стать успешным и чувствовать себя счастливым без этих умений?
2. Иногда родители робко признаются в собственной усталости. Во-первых, вам непременно нужно отдохнуть или сделать для себя что-то приятное. Съесть конфетку или заняться любимым делом.. И то и другое дети, как правило, с радостью поддерживают. Если же вам нужно время наедине, лучше позаботиться об этом заранее. Занять ребенка легко, если вы научили его играть и занимать себя. А если нет, или он еще слишком мал? Игрушка, которую давно не видел, мешочек с любопытными предметами, "коробка на случай дождливой погоды", карандаши и бумага в доступе у ребенка, сенсорные наборы, карточки с изображениями различных предметов, животных, людей пр., что можно собрать для своего ребенка в минуты творческого вдохновения. В конце концов, смотрите любимый мультфильм вместе, смеясь, подпевая песням, комментируя, обсуждая.
3. Гаджеты часто становятся палочкой-выручалочкой в дороге, в очереди или, когда необходимо заняться бытовыми делами. Создайте копилку игр для подобных случаев, не требующих специальных приспособлений и двигательной активности. Их много! Для ребенка нет ничего интереснее и важнее, чем участие в ваших повседневных взрослых делах, если вы найдете возможность для проявления его самостоятельности, разумеется (накрывать на стол, стирать и развешивать вещи, чистить овощи, заправлять постель, складывать вещи, протирать пыль). Впечатляющие моменты взрослой жизни он будет с удовольствием и многократно воспроизводить в игре.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор, компьютер и гаджеты из жизни детей. Это невозможно и бессмысленно. Мои дети телевизор тоже смотрят.
Но!
- просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован; родители должны помогать осмыслять происходящее и сопереживать героям; - компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок, когда ребенок научится самостоятельно играть (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжеты); - предоставлять доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран и гаджеты будут для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
Педагог-психолог, Травкина И.В.
|