С целью создания в регионе качественно новых условий для развития ребенка, его личностного роста и позитивной социализации в обществе в Тульской области продолжается реализация регионального проекта «Пространство детства: современность и будущее».
В данном проекте принимают участие образовательные учреждения г.Тулы, а также Алексинского, Богородицкого, Веневского, Дубенского, Ефремовского, Заокского, Кимовского, Киреевского, Новомосковского, Одоевского, Плавского, Суворовского, Узловского и районов Тульской области.
В рамках реализации проекта проводится мониторинговое исследование с целью выявления потребностей, мотивационно-ценностных ориентиров и социальной адаптации детей и подростков, анализа реальных условий удовлетворения позитивных потребностей детей и подростков в семье, образовательных учреждениях и социальной сфере. В исследованиях принимали учащиеся школ, воспитанники домов детского творчества, их родители и педагоги.
В результате проведенных в конце 2012-2013 учебного года исследований были выявлено, что по исследованию детей и подростков:
* часть учащихся негативно относится к людям, к одноклассникам, к образовательному учреждению;
* треть детей имеет низкий уровень интеллектуального развития;
* для большинства детей и подростков характерна эмоциональная нестабильность, пренебрежительное отношение к своим обязанностям,
тенденция к зависимому поведению, низкий уровень самоконтроля над своими эмоциями и поведением;
* у многих преобладает тенденция к эмоциональной отстраненности, необщительности; зависимость, пассивность и безропотность вплоть до полного подчинения, высокая тревожность, неуверенность в своих силах;
* более половины детей имеет неадекватно завышенный уровень самооценки и завышенный уровень притязаний, что свидетельствует о личностной незрелости, о некритичном отношении к собственным возможностям и неумении правильно ставить перед собой цели.
* третьей части подростков свойствен низкий уровень толерантности, выражающийся в неприятии отдельных социокультурных групп;
* часть респондентов проявила неудовлетворенность профессионально-ориентационной работой проводимой в ОУ;
* треть респондентов ради материального благополучия готовы выбирать специальности, связанные с риском для жизни и выполнять работу, несоответствующую их моральным представлениям и даже заниматься противозаконными действиями.
по исследованию педагогов:
достаточно большая часть педагогов считает, что образовательные учреждения не готовы к инновационным изменениям организационно-педагогических условий для формирования социокультурного образовательного пространства.
по исследованию родителей:
в большей части семей допускаются нарушениями при воспитании детей, основными из которых являются минимальность санкций; гиперпротекция; чрезмерность требований/запретов; воспитательная неуверенность родителей.
В текущем учебном году исследования продолжаются, их результаты будут проанализированы и использованы в целях оптимизации работы в рамках проекта «Пространство детства: современность и будущее». |