КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ
Чаусова Ольга Эдуардовна,
педагог-психолог, клинический-психолог "Валеоцентра"
Какие фильмы, книги, компьютерные игры можно рекомендовать для детей 3-10 лет? Очень часто на консультациях родители задают этот вопрос психологу. Наверняка есть списки книг, которые было бы важно прочитать ребёнку в том или ином возрасте. Любимыми фильмами и мультиками нашего детства тоже хочется поделиться с подрастающим потомством. Не хочется обеднять подрастающее поколение и современными средствами развлечения - компьютерными играми. Как же сделать выбор родителю в условиях рыночного многообразия, ширпотребства и часто - отсутствия морально-этической составляющей в содержании товара даже детского ассортимента. Этот материал я хотела бы посвятить не спискам, а основным принципам, о которых родителям важно помнить при выборе материалов для развития «души и ума» своих детей.
1. Прежде, чем Вы предлагаете ребёнку материал для просмотра, чтения или игры ознакомьтесь с ним сами, сложите о нём свое суждение и поймите, что ваш ребёнок из него почерпнет.
2. Чем меньше ребёнок, тем важнее совместные мероприятия – семейные просмотры, чтение вслух или сопровождение компьютерной игры (советы, помощь, эмоциональное участие).
3. Досуг может быть заполнен выбранным Вами развлечением в случае, если: - морально-этические аспекты соответствуют вашему мировоззрению или не противоречат ему; - возраст главного героя близок к возрасту вашего ребёнка (может быть на 2-3 года старше); - желательно совпадение пола героя с полом вашего ребёнка; - чётко разделены понятия «зло-добро», «плохо-хорошо», «отрицательный герой – положительный герой»; - интрига понятна и доступна вашему ребёнку.
4. Интеллектуальные развлечения должны нести в себе одну из следующих идей (по Киселёвой М.В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», с.107-108): - окружающий нас мир – живой; эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами; - ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь; эта идея важна для формирования чувство принятия другого; - разделение добра и зла, победа добра; эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему; - самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти; эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения; - вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно; эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
5. Обсуждение с ребёнком прожитого материала с целью осознания им того, что стоит за ситуацией, сюжетом, поведением героев, но самое главное – для понимания вами мира вашего ребёнка, того, на чем он застревает, что бередит его душу, чем занята его голова в свободное время, о чём он мечтает. Просто поговорите со своим любимым ребёнком о том, чего он коснулся или на чём он застрял. Про что это для него, кто из героев больше всего понравился (или не понравился) и почему, почему, по его мнению тот или иной герой совершал те или иные поступки, порассуждайте с ним о мире, в котором есть только добро или только зло и почему так не бывает, обратите его внимание на то, как он сможет использовать полученные знания в реальной жизни.
6. Уберите из поля зрения Вашего ребёнка всё, что не соответствует вышеперечисленному.
7. После 10 лет, если Вы уверены в способности Вашего ребёнка отделять добро ото зла, предоставьте ему возможность самостоятельно выбирать материал для интеллектуальных развлечений не переставая обсуждать с ним этот материал.
|