Автор: Трефилова Ирина Львовна | |||
01.11.2012 17:26 | |||
ПРО ЭТО... (или как говорить с подростком о сексуальном воспитании)
Очень быстро пролетело время пеленок, памперсов, детского сада и начальной школы. И вот Ваш ребенок уже подросток, или тинэйджер, как сейчас модно стало называть детей этой возрастной категории. Возраст весьма непростой, поскольку наряду с физическим становлением, происходит и становление социальное. В этот период особенно обостряются межличностные отношения, как между сверстниками, так и в семье. И именно в это время весьма актуальным становится вопрос полового воспитания подростка. Следует сразу оговориться, что в каждой семье этот вопрос решается по-своему. Одни родители просто обходят эту тему, как страусы «спрятав голову в песок» ждут, то ли саморазрушения проблемы, то ли того, что подросток сам начнет донимать вопросами «про это». Другие, в принципе отрицая возможность добрачной половой жизни, пытаются полностью оградить подростка от информации о сексе, что в настоящее время практически нереально. А многие просто не обсуждают вопросы секса со своими детьми лишь потому, что их родители не делали это с ними. Правило первое – уход или отсрочка разговора с подростком о сексуальных отношениях не убережет его как от самой информации, так и от секса. Если подростки не получают нужную и, поверьте весьма значимую для них в этом возрасте, информацию о сексе от родителей, они воспользуются более доступным источником: сверстник или более взрослый, возможно весьма нечистоплотный в этом вопросе, человек, журналы, видеопродукция, многочисленные порнографические сайты в Интернете. Именно поэтому родители должны быть заинтересованы в получении их ребенком правильной и всеобъемлющей информации о сексуальных отношениях. Ведь она позволит не только снизить риск возникновения обусловленных сексом проблем, но и поможет подростку осознать, а, значит, и более безболезненно справиться с эмоциональными и физическими изменениями периода полового созревания, когда влияние окружения особенно велико и значимо. Реалии настоящего таковы, что информация (изображения, речь, песни и т.д.) о сексуальных отношениях в открытом и/или завуалированном виде присутствует везде. А потому стремление подростков и даже детей более младшего возраста узнать побольше «про это» вполне объяснима. При этом вовсе не обязательной мотивацией является стремление стать сексуально активным.
Правило второе – обсуждение секса как такового, дело не одного дня и физиологией половых отношений не следует ограничивать круг вопросов, связанных с половым воспитанием подростка. Эксперты рекомендуют родителям начинать обсуждать проблемы секса со своими детьми еще задолго до наступления у них периода полового созревания. При этом следует стремиться к тому, чтобы разговор «про это» был органично вплетен в ежедневно обсуждаемые бытовые проблемы и наряду с сугубо физиологическими вопросами, обязательно следует затрагивать те эмоциональные и общественные проблемы, которые неразрывно связаны с сексом. Ведь для многих подростков, какого пола они не были, в их возрасте эмоциональные переживания и реакция значимых для них окружающих «весят» куда больше, чем непосредственно секс. Деликатное, ненасильственное обсуждение особенностей общения во время свиданий, помощь в толковании тех или иных знаков внимания со стороны представителя противоположного пола, привитие необходимости соблюдения моральных норм в период межличностных общений помогут подростку понять, что половой акт – это всего лишь одна часть того громадного человеческого опыта, который принято называть сексуальностью. Подростку следует дать понять, что ограничение сферы общения сугубо сексом раньше или позже приведет к физическому и эмоциональному опустошению человека, ограничит его интеллектуальный уровень и снизит социальную активность, а, значит, приблизит его к животному миру и отдалит от мира человеческого. Родителям следует построить общение со своим ребенком так, чтобы он смог задуматься о своей мотивации участия в определенных видах поведения, в том числе сексуального, а также помочь выработать правильную тактику реагирования на ситуации, когда сверстники или значимые для него/нее люди оказывают давление и настаивают на сексуальных контактах. Ниже приведено семь советов, которые помогут Вам облегчить общение с ребенком по вопросам сексуального поведения, и гарантируют получение им всей необходимой информации: 1. Начинайте говорить о сексе рано и делайте это часто. 2. В общении с ребенком будьте честны, откровенны и понятны. 3. Больше общайтесь со своим ребенком, старайтесь быть в курсе его жизни. 4. Обсуждайте с ребенком его друзей.
С одной стороны, достаточно часто ребенку легче рассказать о «проблемах» своих друзей, чем о своих собственных. С другой, слушая рассказ своего ребенка о друзьях и их проблемах, Вы сможете лучше разобраться в нем самом, поскольку ознакомитесь с ЕГО интерпретацией и оценкой той или иной ситуации.
5. Акцентируйте внимание ребенка на вопросах ухаживания, поведения во время свиданий, поскольку они являются очень значимыми для тинэйджеров. Именно эти вопросы могут стать наибольшей проблемой и предметом постоянных переживаний в случае возникновения «серьезных» взаимоотношений с лицом противоположного пола, негативно влияя на сексуальное поведение в будущем. В этом возрасте ребенку следует постараться понять, что секс – всего лишь одна и не всегда самая важная часть межличностных отношений мужчины и женщины. 6. Повышайте уровень самооценки своего ребенка.
В подростковом возрасте частой мотиваций для начала сексуальных контактов является стремление тинэйджера доказать свою «взрослость» и значимость как самому себе, так и значимому для него кругу сверстников. Для создания реальной альтернативы именно такой формы утверждения во взрослой жизни вовлекайте ребенка в занятия различными видами деятельности (спорт, искусство, интеллектуальные игры) и научите его получать удовольствие, моральное удовлетворение от этого. Для этого постоянно поощряйте такого рода деятельность и любой, даже небольшой, успех ребенка на этом поприще. Это позволит добиться не только повышения самооценки ребенка, но его значимости в глазах сверстников. Постарайтесь внушить ребенку, что самоутверждение через секс, пагубный и ведущий к саморазрушению личности путь.
7. Обращайте внимание ребенка на медицинские аспекты сексуального поведения.
Обсуждая с ребенком вопросы сексуального поведения, обязательно делайте акценты на медицинские и социальные проблемы, которые могут возникать после начала сексуальных контактов. Ребенок должен понять, что сексуальное поведение ВСЕГДА сопряжено с большим или меньшим риском для здоровья, а, возможно, и жизни. Предотвращение нежелательной беременности, инфицирования заболеванием, передающимся половым путем – далеко не полный перечень проблем после начала половой жизни. По данным американских ученых, каждая пятая беременность у девушки-подростка возникает в течение месяца и каждая вторая – в первые шесть месяцев от начала половых контактов.
Две трети мамочек-подростков так и не получают высшего образования. Ранние браки, которые заключаются подростками в силу возникновения «объективных причин», как правило, недолговечны, а молодые матери-одиночки редко достигают высокого уровня материального благосостояния. На эти и другие медицинские, социальные аспекты последствий непродуманного сексуального поведения должны обращать внимание своих детей родители. Тем самым, в будущем при возникновении соответствующей ситуации, решение подростка может быть более осознанным, а не управляться только эмоциями и половыми гормонами.
И последнее, несмотря на произошедшие в обществе изменения восприятия секса, вопросы сексуального поведения все же остаются весьма деликатной темой. А потому, для облегчения контакта со своим ребенком по данному вопросу, можно прибегнуть к помощи специальной литературы (книги или публикации медицинских психологов, сексопатологов и других специалистов на медицинских сайтах). Чем больше информации Вы даете вашим детям о «правилах» поведения во время свиданий, в том числе, что касается секса, тем более разумное и главное осознанное решение будет ими принято в случае возникновения «сложной» ситуации.
|