BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалиста ► Психолог
ПСИХОЛОГ
Печать

 

 

Как сдать экзамен без стресса

 


45256Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены. Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.

Стресс может быть вызван интенсивной умственной деятельностью, перегрузкой мышц или органов из-за длительного нахождения в одном положении, нарушением режима сна и отдыха. Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

 

Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:

 

1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

546242. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

4. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составьте план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

235627. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения,усталости, достижению расслабления.

 

Как родители могут помочь подготовиться к экзаменам
(практические рекомендации для родителей)

 

34166Безусловно, экзамены – дело тревожное не только для учащихся, но и для их родителей. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов.

 

Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -отдохнуть полной грудью и идти дальше.

 

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните

 

 
Печать

 

 

Ребенок и реклама: вред или польза...

 

"... -Деточка - ты же лопнешь!
- А ты - налей и отойди!.."


Каждому родителю известны эти "прилипчивые" слоганы, которые ребенок запоминает быстрее, чем любое стихотворение.
Случалось ли вам наблюдать, как ваш малыш, будто заворожённый, смотрит по телевизору заманчивые и яркие рекламные ролики, один за другим?

 

Тогда эта статья - для вас.

 


kfk_48944Вокруг рекламы и её воздействия на детей ведётся много споров - и у нас, и за рубежом. Давайте сразу определимся: реклама - не мировое зло. НО. У её производителей интересы свои, а у нас - свои. Им важно продать свой товар. Нам - вырастить своего ребёнка здоровым и умным.

Как малыш может смотреть все эти ролики по 100 раз подряд?! - искренне недоумеваете вы. Действительно, взрослый человек рекламную паузу встречает недовольным ворчанием. Малышу же интересно в сотый раз увидеть медвежонка Барни.

Всё дело в том, что маленькие дети воспринимают информацию совсем не так, как взрослые. Им ещё не хватает умения произвольно, по своему желанию, переключать внимание с одного объекта на другой. А непроизвольное внимание обращается к чему? Правильно - ко всему яркому, громкому и быстро движущемуся. Таков практически любой рекламный ролик. Он завораживает ребёнка красками, громкой музыкой, быстрой сменой образов - куда там Красной шапочке с ее пирожками.

У любого из нас информация «на входе» преодолевает барьер критического восприятия. У одних он выше, у других ниже - но главное, что он ЕСТЬ. Сознательно или подсознательно, мы определяем, насколько можно верить полученным сведениям. Этот процесс называется верификацией. У маленьких детей же он отсутствует напрочь. Они, как губка, впитывают любую информацию - так устроена их психика. Границы между сказкой и реальностью ещё нет. Если реклама утверждает, что от йогурта такой-то марки начнёшь летать, они будут ждать полётов - и никаких гвоздей! И очень огорчатся, когда окажется, что люди вообще не летают.

Ребёнок воспринимает рекламу не рассудочно, а эмоционально. Если взрослый может защититься от неё, рационально объяснить себе, почему этот товар ему не нужен, то у малыша такой защиты нет.

Ещё одно серьёзное различие: взрослые, как правило, познают мир, в основном, визуально и на слух. На них сильнее действует реклама, предлагающая что-то «увидеть» или «услышать». У детей же одинаково хорошо работают все каналы восприятия - и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Детские впечатления действительно самые яркие - потому что они КОМПЛЕКСНЫЕ. Это не просто визуальный образ, а целостное сочетание красок, форм, запахов, звуков, тактильных ощущений. Если ребёнок видит что-то пушистое и мягкое, он немедленно представляет, каково это на ощупь. Если ему

kfo_4834говорят, что у конфеты «экстремальный вкус» - ему тут же захочется попробовать, что же это за вкус-то такой.

Очень эффективно реклама эксплуатирует страсть детей к коллекционированию. Помните, как в детстве мы собирали фантики от жвачек? Сегодняшний ребёнок задаётся целью - собрать всех динозавриков из «Растишки». Или все крышки от «Coca-cola». Важным становится не употребление самого продукта, а собирательство. Если какого-то элемента не хватает, он готов требовать от родителей новых и новых покупок.

Надо сказать, что эти привычки, как правило, формируют сами взрослые. Для среднестатистической российской семьи типична картина, когда родители настолько заняты или просто ленятся заниматься ребенком, что «перепоручают» его воспитание телевизору. Можно поделать какие-то домашние дела, ребенок сидит на месте, не нужно за ним приглядывать – удобно. Да только вот последствия этого сидения потом обязательно аукнутся.

Маркетинг «детский», ориентированный на детей – очень прибыльное дело. Дети не только являются гарантированными потребителями игрушек, настольных и компьютерных игр, они могут влиять на решения родителей при выборе товара. И главное – они вырастут, и есть возможность посеять семена будущих потребительских предпочтений ещё в раннем возрасте, чем маркетологи и пользуются.

 

Как реклама может реально повредить нам и нашим детям?

 

 

lbo_39243«Эффект пилы»

Название звучит загадочно, но любой родитель с этим сталкивался. Ну-ка, вспомните: «Ма-ама, ну купиии. Пожалуйстааа». Упорное выпрашивание у родителей чего угодно - от куклы Барби до компьютера - менеджеры по рекламе и называют «эффектом пилы». При этом ребёнок «пилит» не только мозг родителей, но и семейный бюджет. С другой стороны, не купишь малышу вожделенную игрушку - возникает чувство вины, вроде бы как чем-то обделил своё солнышко. Неприятная ситуация. Радует только одно: чем старше становится ребёнок, тем спокойнее он переносит отказ в желаемом. Особенно если папа или мама объяснят, почему покупку лучше отложить на потом.

Уже в возрасте 8 лет около 60% детей не особенно расстраиваются по этому поводу.

Рекламная зависимость.

На некоторых детей реклама действует так сильно, что желание получить некий продукт становится навязчивым, превращается в психологическую зависимость. В борьбе за "волшебный вкус" нового йогурта они постоянно терроризируют родителей, а если не получают желаемого, могут пойти на мелкое воровство. «Рекламная зависимость» чаще поражает детей из неблагополучных семей, которые недополучают родительского внимания или даже элементарных жизненных благ. Но бывают и исключения.

Этот вредный гамбургер.

Не тормози - сникерсни! - призывает реклама. Большая часть роликов рекламирует разнообразные сладости, газировку и фаст-фуд, предлагает срочно «сделать паузу» и перекусить. Мало того, что все эти продукты не самые полезные для здоровья, так ещё и предлагается есть их чуть ли не каждую свободную минуту. А это прямая дорога к ожирению. В США дети ежегодно тратят на фаст-фуд около 30 млрд. долларов. В результате за последние 25 лет число детей с избыточным весом в США возросло почти в два раза.

«У тебя не Apple, значит - ты лох!»

По словам одного из американских специалистов в области рекламных технологий, «Лучшая реклама - это та, которая заставляет человека, не использующего рекламируемое, чувствовать себя неудачником». Универсальный приём! Даже не каждый взрослый может отследить и «обезвредить» рекламу, взывающую к его комплексу неполноценности (будь не хуже соседа - купи новую машину/съезди на модный курорт). Что уж говорить о детях и подростках, у которых «крутость» зачастую оценивается по дороговизне мобильника. В итоге мы получаем бесконечные жалобы «я-хуже-всех-раз-у-меня-нет-куклы Барби», а в худшем случае - и комплекс неполноценности. Хорошо, если ребёнок это перерастёт. А многие уносят этот комплекс вместе с потребительским образом мышления и во взрослую жизнь.

 

Как с этим бороться: три полезных совета:

 

kvo_342921. Поменьше телевизора. Общеизвестно, что чрезмерное общение с «пучеглазым ящиком» (3 часа в день и больше) снижает IQ ребёнка. Телевизионная реклама - самая эффективная по воздействию на подсознание и самая «привязчивая». Ограничьте просмотр телепередач, выбирайте познавательные программы, телеканалы для детей. Найдите другие варианты семейного вечера: бассейн, настольный теннис, лото, чтение, «домашний театр», совместные походы в гости. В конце концов, любимые мультики можно вместе посмотреть с диска, на компьютере или DVD.

2. Побольше времени проводите с ребёнком, займите его другими увлечениями. Как свидетельствуют психологи, «рекламную зависимость» чаще демонстрируют дети, которым не хватает родительского внимания. Если ребёнок увлечён интересным делом, если он в чём-то успешен, чувствует поддержку и любовь родителей - он не станет комплексовать по поводу того, что у одноклассника мобильник «круче». И не зациклится на магических словах «собери их всех».

3. Воспитывайте у детей критическое отношение к рекламе. Расскажите малышу, для чего она существует. Купите разрекламированную жвачку и предложите проверить, действительно ли она отбеливает зубы до зеркального блеска. Пускай малыш убедится, что ничего сказочного в вожделенном йогурте нет, сравнит его с другими, нерекламируемыми. Ребёнку постарше можно предложить поиграть в «рекламного агента», представить, что его цель - убедить вас купить какой-то товар. Тогда ему понятнее станут манипуляционные приёмы «взаправдашних» рекламщиков.

 

Реклама - друг человека?

 

Как-то раз моя подруга мучалась, пытаясь открутить крышечку на банке с грибами. К ней подошла дочка-первоклассница и уверенно посоветовала: мам, а ты переверни и похлопай по донышку. Помогло! Оказывается, девочка увидела эту хозяйственную хитрость в каком-то рекламном ролике.

Как уже говорилось, реклама не есть мировое зло. И, более того, в отдельных случаях она может принести пользу.

Это источник знаний о домашнем хозяйстве, экономике, товарах, брендах, обществе вообще. Ведь малышу, помимо многих других социальных навыков, необходимо учиться «быть покупателем», ориентироваться на рынке и в магазине, разумно распоряжаться своими деньгами. Пока ещё карманными - но это только пока! Рекламный ролик - хороший повод поговорить с ним о семейном бюджете, о целях рекламы, о том, что не всему, что говорится с телеэкрана, можно верить.

Многие рекламные сюжеты создают образ идеальной семьи, в которой царят нежность, любовь и забота. Они могут стать для малышей хорошим примером, сформировать позитивное представление о том, какой семья ДОЛЖНА БЫТЬ. Хотя, конечно, такой пример малыши должны видеть в первую очередь в собственной семье.

Яркие мультяшные персонажи из рекламы детских зубных паст уже не одному родителю помогли приучить ребёнка чистить зубки и умываться. Вместе с ними это делать гораздо веселее!

Не стоит забывать про возможности социальной рекламы. Она даёт детям образцы нравственного, социально приемлемого поведения:

- Не бросайте мусор на улицах.

- Позвоните родителям.

- Откажитесь от курения и наркотиков.

Рассмотрев данный вопрос, в результате можно сделать вывод, что реклама в целом оказывают огромное влияние на детей, на их образ жизни, манеры, поведения, привычки и вкусы. Не стоит забывать, что реклама — это всего лишь попытка навязать чье-то мнение. Главное — объяснить ребенку, что к рекламе нужно относиться избирательно и что отсутствие какой-либо вещи, пусть даже очень хорошей, не вредит самолюбию, а жизнь от этого совсем не становится хуже.

kvi_23842Родители для своих детей – лучший пример для подражания. Не стесняйтесь и не ленитесь вместе со своими детьми порой поиграть в снежки, покататься на санках или коньках, устроить совместный поход на рыбалку. Только Вы способны сделать жизнь ребенка максимально разнообразной и интересной, наполняя ее новыми впечатлениями и занятиями. Только Вы можете показать ребенку, насколько интересен и разнообразен мир «вне» телевизора, сколько есть еще замечательных занятий, игр.

 

 


 
Печать

 

 

Детское воровство: кто виноват и что делать?

 

 

gav_37529Каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. Поэтому, столкнувшись с детским воровством, чаще всего мы начинаем паниковать и судорожно думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровствоэто присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Часто, особенно если случаи воровства повторяются, говорят о клептомании. Но это ошибочное мнение, потому что по определению клептомания – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Клептомания является достаточно редким явлением, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

 

 

Почему ребенок ворует?

 

 

Обычно исследователи данной проблемы выделяют три основные, глобальные причины детского воровства:

» Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

» Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

» Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Но в реальной жизни спектр причин детского воровства гораздо шире. Рассмотрим некоторые из них.

smf_274923» Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Это конечно не означает буквально, что родители воруют сами либо учат детей это делать. Зачастую родители просто не задумываются о том, какие последствия могут иметь их слова и поступки.

Бывает, что, вернувшись из магазина, мама говорит: «Взяла сегодня кусочек сыра». Учитывая, что у маленького ребенка конкретное мышление, он слово «взяла», скорее всего, поймет буквально. А так как родители для ребенка авторитет, то раз мама «взяла», значит и ребенку можно!

Случается, что кто-то в семье приносит что-то домой с работы. Например, папа, приносит бумагу и говорит ребенку: «Вот, я принес тебе бумагу, рисуй». Ребенок знает, что на работе ничего не покупают, а значит, берут сами. Так у ребенка постепенно формируется представление, что взять, то, что хочется – это нормально.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.

Если нечто подобное происходит неоднократно, то что же тогда требовать от ребенка.

» Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть ребенка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У ребенка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Ребенок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.

» Одна из возможных причин – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Если родители слишком сосредоточены на своих делах, или есть неблагополучие в супружеских отношениях, или в семье недавно родился малыш, ребенок может почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему может показаться, что родители уделяют ему меньше внимания, или даже что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи.

Таким образом, с помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, ребенок привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают.

Иногда ребенку удается наладить, пусть и временно, отношения между родителями: обычно родители сплачиваются для решения общей проблемы.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия, хвалить по любому, даже незначительному поводу. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

» Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест ребенка против авторитарности родителей.

Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть». На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят. Усугубляется ситуация, если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые, не объясняя причин, отвечают «Нельзя!». Ребенок тут же начинает самостоятельно искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?» И вполне может решить, что родители могут дать ему деньги, но не хотят. Поэтому важно, чтобы ребенок знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется.

Или другой вариант. Ребенок хочет сделать подарок кому-то из близких и просит родителей дать ему денег на карманные расходы, не объясняя, на что их потратит. Но родители отказывают: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!». Ребенок в свою очередь решает: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают. Придется самому искать выход, возможность.»

Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.

» К воровству ребенка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо. Поводы могут быть самые разные.

Случается, что ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались или, взять тайком что-нибудь у того, кто его обидел, ударил: "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил".

Также это может быть стремление доставить неприятности близким за отказ выполнить какую-либо его просьбу: "Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!".

Иногда факт воровства объясняется ребенком как желание восстановить справедливость. Например, десятилетняя девочка говорит: «Ходили с мамой в магазин, там были вкусные, но дорогие конфеты. Однажды мама дала мне денег только на одну конфету. Протягиваю деньги продавцу и говорю «Одну». Она: «Возьми сама», и отвернулась. Ну, у меня рука сама две взяла… Иду обратно и думаю: «Так вам и надо, нечего так дорого продавать!».

Объединяет все эти случаи то, что ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях.

 

 

erg_42865» Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством психологического неблагополучия ребенка в среде сверстников: таким образом он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. С ребенком стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать, а также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник, вечеринку, совместную поездку на пикник, пригласить друзей ребенка в гости. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются. Также важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

» Еще одной серьезной причиной воровства может стать вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

 

 

Как правильно действовать, в случае обнаружения факта воровства

 

 

Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

 

Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:


kjs_43553» Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.

» Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.

» Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней. Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием. Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.

» Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

» Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

» Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

» Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок

должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

» Не надо стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (например, покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели.

» Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

» Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

» По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

» Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

» Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.

» И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

 

 

fdp_485345В заключении еще раз подчеркнем, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, - это крик о помощи! Воровство обязательно свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка: либо ему не хватает любви и внимания, либо у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

 


Страница 7 из 10